Ларченко, М. «Шаг вперед каждый год» : [беседа с генеральным директором СООО «Могилеввнештранс»] / Михаил Ларченко ; беседовала Екатерина Льдова // Веснiк Магiлёва. — 2017. — 23 февраля. — С. 20.
На сегодняшний момент на рынке великое множество представителей как компаний перевозчиков, так и сугубо экспедиционных предприятий. Но есть среди таковых и достаточно серьезные фирмы, работающие на рынке грузоперевозок не одно десятилетие, честно заслужив доброе имя и уважение как со стороны клиентов, так и среди конкурентов. «Могилеввнештранс» — одно из них.
— У вас почти как у Сталина — «Ни шагу назад». Этот принцип работы действительно оправдывает себя?
— Мы не можем стоять на месте или, того хуже, катиться назад. Пусть маленький шаг, но вперед. Мы находимся в очень жесткой конкурентной борьбе на транспортном рынке. И все наши работники понимают, в каких условиях работают. Кто принимает «условия игры», тот остается в этой системе. Однако у нас меры стимулирования далеко не сталинские.
На мой взгляд, главная задача руководителей всех уровней управления заключается в создании условий для высокопроизводительного труда, обеспечивающего конкурентоспособность производимых товаров и оказываемых услуг. То есть важно создать благоприятные условия для работников, чтобы они могли реализовать все свои амбиции: профессиональные, финансовые, моральные. Чтобы человек мог планировать свое будущее, быть уверенным в завтрашнем дне. А для этого ему не нужно давать рыбу, достаточно дать удочку, тогда он наловит столько, сколько ему нужно.
— Вашим работникам это удается?
— Кто хочет работать — тот заработает! Я объявил своему коллективу, что тех, кто хочет работать, я сразу записываю в родственники. А так как у нас работают все, то «Могилеввнештранс» — большая семья, где все друг друга знают, поддерживают. Очень ценю в людях стремление работать. Однако для этого руководитель должен заразить коллектив «синдромом успешности».
— Это излечимо (улыбаюсь — прим.авт.)?
— Нет, болезнь должна только прогрессировать (Михаил Иванович улыбается в ответ). Когда работник уверен в своей компании, в зарплате, когда он живет хорошо, то хочется двигаться только вперед, оправдывая доверие и стремясь жить еще лучше. Кому-то важна зарплата, кому-то должность а кому-то — похвала. Вы заметили, что у нас на предприятии тоже есть своя Доска почета? Согласитесь, когда человека признают лучшим, он уже не станет худшим, а будет только расти. Вот это я и называю «синдромом успеха».
В перевозках многое зависит от профессионализма, везения, ведь оплата идет за километр пути. В целом, водитель-международник — высокооплачиваемая профессия. Мы имеем первоклассный подвижной состав и пробиваемся на все рынки, где можно заработать. Выстраиваем логистику так, чтобы каждый километр приносил прибыль, чтобы машины не простаивали, не ехали порожняком. Поэтому в экспорте услуг занимаем солидное место как по городу, так и по области.
— Наверное, каждый автомобиль оборудован такой системой GPS, когда можно отследить, где находится водитель, что он делает и по какому маршруту движется?
— Отнюдь. Жесткого контроля не ведем, так как это насилие. Думаю, подобные системы работают в компаниях, где водители обезличены. Как семейная фирма, мы даем определенную свободу, работаем на доверии. Водители не должны быть в стрессе (подобных ситуаций им хватает на дороге), они должны ехать и радоваться жизни. Они постоянно имеют мобильную связь, мы можем всегда созвониться друг с другом. Каждый знает: чтобы хорошо заработать, нужно выполнить определенную норму, доставить клиенту груз минута в минуту, чтобы оправдать репутацию фирмы. Да и график, на мой взгляд, удобный: неделя работы — неделя отдыха.
— Большим предприятием руководите?
— Нет, нас не так много: 150 сотрудников, из которых 134 — водители. Как видите, маленькая семейная фирма, уже сложилось много семейных экипажей, где вместе работают отец и сын — мы их ценим. В целом, подбираем экипажи, чтобы у людей совпадали интересы: например, оба некурящие, аккуратные.
— Вы настоящий руководитель-психолог!
— А как иначе в семье? Важно, чтобы не было раздора. Мы знаем каждого человека, растим, создаем комфортные условия работы. Тем самым, исключаются ошибки, которые могут быть совершены на нервной почве. Каждый наш работник предпринимает все возможные меры, чтобы добросовестно трудиться на благо предприятия. Государство должно создать условия для развития предприятий и бизнеса, а предприятия — обеспечить комфортные условия для работы каждому работнику, стимулируя количество и качество труда. У нас работа очень сложная (водители имеют вредность по сложности и напряженности), хотя со стороны кажется романтичной: большая красивая машина, ленты дорог, бесконечные просторы вокруг…
— А в каких направлениях работаете?
— Все страны Западной Европы, кроме Италии (исключительно из-за законодательства этой страны). Однако основные направления — Россия, Казахстан и страны СНГ. Средний пробег наших грузовиков — 18 тыс. км в месяц.
— И кто же ваши клиенты?
— Как правило, это стабильные и надежные партнеры, с которыми работаем многие годы. Вместе с тем надеемся в 2017-м расширить их число.
— Какие грузы приходится перевозить?
— Любые, которые разрешены законодательством. Абсолютно разные и во всех направлениях. Экспорт пиломатериалов, металлов, продукции химической отрасли. Обратно везем то же самое: комплектующие для производств, продуты питания. Все делаем для клиента. Грузы с нашей стороны застрахованы, порой сумма страховки доходит до 500 тыс. евро в случае потери товаров или, не дай бог, уничтожения.
Мы на месте не стоим и продолжаем развиваться. Количество транспортных компаний растет, поэтому выигрывает тот, кто быстрее, надежнее, качественнее, успешнее.
— Наверняка одно из направлений — пополнение и обновление автопарка. Каким автомобилям отдаете предпочтение, какие новинки обкатываете?
— Мы все вместе, от руководителей до водителей, боремся за место на транспортном рынке, за клиента. И живем не только сегодняшним днем, но и смотрим в завтрашний, уделяя большое внимание обновлению автопарка. В прошлом году вложили 1,5 млн. долларов инвестиций, для 2017-го данная сумма — необходимый минимум. Если снизим планку — через три года окажемся неконкурентоспособными. Поэтому транспорт у нас должен быть новым, надежным, экологически чистым. Сегодня наши водители ездят на 65 автомобилях. К слову, машины у нас работают не больше 5 лет. Кроме престижных марок «Mercedes» и «Daf», поддерживаем отечественного производителя — в минувшем году приобрели 8 МАЗов, они отлично показывают себя на направлении Беларусь-Россия. Также пополнили автопарк новыми и самыми современными, удобными для водителя (он затрачивает минимум сил при погрузке-разгрузке) тентовыми полуприцепами и рефрижераторами. Таким образом, подбираем парк под имеющуюся клиентскую базу.
— А что в планах на будущее? Ведь, руководствуясь принципами Могилеввнештранса», движение должно быть только вперед!
— Будем продолжать заниматься международными перевозками. Надеемся, что наша компания прирастет молодыми водителями. Средний возраст наших водителей 50 лет. Все они большие профессионалы, однако к моменту их выхода на пенсию необходимо подготовить достойную смену. Текучести кадров нет, поэтому надо расширяться. К нам приходит прекрасная молодежь, подготовленная, целеустремленная, грамотная! И это при том, что к водителям мы предъявляем довольно высокие требования: знание иностранных языков, законодательной базы западноевропейских государств (если ездят в том направлении); таможенное право, техническая грамотность.
Я любуюсь, глядя на то, как они работают. А когда узнаю, что один приобрел машину, другой — квартиру, радуюсь этим покупкам больше, чем своим. Если человек достигает такого уровня жизни, он уже не покатится назад, а будет держаться за него и стремиться подниматься выше и выше. А это все идет в копилку репутации «Могилеввнештранса». Наверное, поэтому мы и лучшие!