Сидельникова, В. ОБЪЕКТИВная реальность : [могилевский арт-фэшн фотограф Наталья Самойлова] / Виктория Сидельникова // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 10 марта. — С. 1, 12.
Арт-фэшн фотограф превращает снимок в произведение искусства. Образ, пришедший откуда-то из глубин подсознания, а иногда из сновидений, становится реальной картинкой благодаря акцентам на важных деталях, аксессуарах, а еще – правильно выставленному свету.
Могилевский независимый фотограф, обладатель республиканского сертификата «Творческий работник РБ» Наталья Самойлова – единственная в Беларуси, чьи снимки в жанре арт-фэшн признаны на мировом уровне.
Объяснить то, как технически рождается шедевральный кадр, художнику под силу. Чего не сделаешь с ощущениями. Да и надо ли? Окунуться в мир сокровенных фантазий, авторских размышлений всегда помогут глаза и душа – на эти органы чувств и рассчитана вся работа мастера.
Ее работы опубликованы в итальянском журнале VOGUE и канадском OPALUS, экспонировались в Лондонской галерее Saatchi. Не так давно Наталья вернулась из Милана с PhotoVogue фестиваля, где ее снимки вновь получили самые лестные отзывы от признанных мастеров фэшн-индустрии.
О родном городе фотограф тоже не забыла. Три года назад в Могилеве прошли сразу две персональные выставки Самойловой: «Кроличья нора» и «Сублимация». Лучшей оценкой разноликих, но неизменно элегантных, ярких, зачастую провокационных фото Натальи стало огромное количество посетителей. На необычных площадках для экспозиций – в новой подземке и под мостом через реку Дубровенка – побывало больше народу, чем во всех городских выставочных залах на ежегодной «Ночи музеев».
– В моих работах нет эпатажа, хотя многие его там усматривают, – говорит фотохудожник. – Эпатировать – значит идти вразрез с нормами, принципами… «Чем дурнее, тем моднее», – так говорила моя бабушка. Мой же арт-фэшн – осознанный. Всегда четко знаю, что хочу получить в результате.
В мастерской у Самойловой трудится целая команда специалистов: приглашенные модели, визажист, парикмахер, стилист. Наталья, как режиссер, руководит всем и всеми. Иногда подготовка к съемке занимает несколько часов. Это кропотливый, сложный физически, а порой и экстремальный процесс. Чтобы поймать удачный ракурс, девушке не раз приходилось стоять по колено в реке или битый час лежать с камерой на холодной земле.
Именно поэтому немногие знаменитые фотографы снимают живую фэшн-фотографию, то есть с настоящими, а не компьютерными декорациями. Например, один из кумиров Самойловой мастер сюрреалистической фотографии Тим Уолкер отличается своей неповторимой стилистикой. На его моделях – всегда брендовые вещи, но они практически неузнаваемы. Одежда от Дольче и Габбана или Гуччи, безусловно, придает снимкам особый шарм, но идея, мышление, ассоциации куда важнее лейбла знаменитых домов моды…
Подтверждение тому – публикация Натальи Самойловой в итальянской печатной версии журнала Vogue. Съемки проходили где-то под Могилевом на старых развалинах. Сверху – голубое небо, на модели – яркое струящееся платье. Кстати, простое, купленное в обычном торговом центре. Девушка, по задумке фотографа, изображала красивую птицу, вернувшуюся домой из теплых стран. Позы, мимика, антураж – все играет на общее настроение. Один усмотрит в общей картине боль утраты и невозможность возврата в счастливое прошлое, другому повеет радостью от долгожданной встречи с родиной. В любом случае эмоции здесь есть! Vogue заключил договор с могилевским фотографом и поместил ее снимок в разделе «Путешествия». Значит, эмоциональный посыл был понят верно. Причем абсолютным большинством.
– Работы в стиле арт-фэшн будут актуальны и через сто лет, – уверяет Наталья. – Это образ жизни, наша с вами реальность. Они фиксируют атмосферу своего времени, передают стиль эпохи, воплощая при этом тот идеал культуры, к которому пытается прикоснуться мода.
Найти свое, сделать нечто такое, что может далеко не каждый, – наверное, основное для творческой личности. Но есть же и глобальные цели. Единственное, в чем Наталья неоригинальна, – это искренняя вера в чудо.
– Люблю свою страну, хочу жить и работать в Беларуси, – признается Самойлова. – Хочу, чтобы мы перестали превращаться в потребителей и слепо копировать все инородное, чуждое нам. Можно и самому стать эталоном для подражания – лишь бы с умом и со вкусом.