Орлова, Т. Мартовские игры / Татьяна Орлова // Рэспублiка. — 2017. — 31 сакавiка. — С. 13.
Двенадцатый год подряд в предпоследнюю неделю марта в Могилеве проходит праздник театраM@rt.kontakt. В этом году коллективы из 10 стран показали 22 спектакля, в большинстве из которых были заняты молодые артисты и недавние выпускники разных театральных школ. Соревнования, конкуренции и оценочного жюри не было, а был показ. Он мог огорчить, восхитить, вдохновить, вступить в контакт. Это и есть цель молодежного фестиваля. Никаких первых, вторых, третьих мест. Мартовские игры в Могилеве — это удовольствие от искусства, общение, радость от красоты, интеллекта, молодости и серьезный разговор с критиками, зрителями, мастерами театра.
Что такое наш театр сегодня? Огромное количество комедий, преимущественно зарубежных. Иногда повествовательные описания и переделанная на современный лад классика. Культурный обмен с Россией антрепризами. Некоторое количество спонтанных экспериментальных спектаклей, сделанных молодыми энтузиастами при отсутствии сценических альтернативных площадок. Театров, открытых для свежих идей, не наблюдается. А хочется. Очень хочется чего-то новенького и зрителям, и самим деятелям театра. Потому фестивали так привлекательны, как ветер перемен.
На M@rt.kontakt этого года начали, продолжили и финишировали классикой и признанными мастерами — «Месяцем в деревне» режиссера Евгения Марчелли (Ярославль), «Крейцеровой сонатой» Саулюса Варнаса (Могилев), «Братьями Карамазовыми» Льва Эренбурга (Санкт-Петербург). О творчестве этих немолодых режиссеров постоянно спорят. Их выдвигают на премии. Следят за тем, какому театральному языку они учат молодежь. Как на эстраде, телевидении и в кино, они не боятся раздевать героев, показывать откровенные сексуальные сцены и при этом затрагивать глубокие философские проблемы, соприкасаться с метафизикой и обнажать сложную человеческую душу в диалоге со зрителем.
Выпускники Казахской национальной академии искусств, как и режиссерская лаборатория Римаса Туминаса при московском театре имени Е.Вахтангова, как и театр-студия из Санкт-Петербурга педагога Льва Эренбурга, как и наша Белорусская академия искусств, стремились не только ломать исполнительские традиции, удивлять пластичностью и музыкальностью, но и исследовать переживания и сомнения, убеждения и взгляды молодых людей, которые ищут смысл жизни. Такая творческая молодежь легко находила пути к сердцам благодарной могилевской публики. Даже случилось событие удивительное. Педагог и режиссер из Вильнюса Сильва Кривицкиене воспитала своих учеников на русской классике — Ф.Достоевском, А.Чехове, М.Горьком. Они создали свой театр. В Могилеве красивые, умные, стильные молодые люди играли свой спектакль в небольшой комнате музея этнографии на литовском языке. На русском пели православные хоралы и читали молитвы. Ребята постоянно живут в состоянии эксперимента и показывают свое искусство в тюрьмах, монастырях, храмах. Могилевские зрители долго нарушали тишину музея продолжительными аплодисментами.
Питерский молодежный театр «Суббота» устроил очень актуальную и живую встречу с Пушкиным как символом русской духовности. Его спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина», очень простой, незатейливый, рассказывает о том, как наш современник по фамилии Питунин сначала ненавидит поэта, любовь к которому примитивно вдалбливали в школе. Потом помимо своей воли пропитывается его поэзией. Им овладевает идея — можно ли было спасти поэта от пули Дантеса. В конце концов, бывшая дворовая компания застрелит Питунина у места гибели Пушкина возле Черной речки.
В этом круговороте разных спектаклей (иногда играли по четыре в день, и всюду хотелось успеть) лидировали наши. Шесть коллективов без громких титулов и известных имен поразили иностранных гостей глубиной и разнообразием тем, юмором, зрелым исполнительским мастерством. Про могилевскую «Крейцерову санату», «Саша, вынеси мусор» Молодежного театра и «Лондон» театра драмы и комедии В.Дунина-Марцинкевича (город Бобруйск) «Рэспубліка» уже писала. Событием стала премьера «Синяя-синяя» в Могилевском областном театре кукол. Моноспектакль по мотивам рассказа Владимира Короткевича в постановке Игоря Казакова и сценографии Татьяны Нерсисян играет актер-кукольник Николай Стешиц. Он один на один выходит на разговор с залом о любви к Родине. Рассказывает о судьбе белоруса, попытке и спасении африканской девочки просто и пронзительно через наивные детские рисунки, чемоданчики с макетами, видеопроекцию, радугу, аиста, яблоко, народные баллады. А как актер замечательно освоил модное сейчас рисование на песке с подсветкой! Но главное все же настоящий урок патриотизма — быль-сказка про Родину-Рай, историю потерь и обретения, любовь к Беларуси. Очень опасно в таком разговоре скатиться к пафосу и нравоучению. Казаков обходит эти рифы и мели. Он ведет свой спектакль-корабль по чистой воде, превращая привычное в необычное. Найдены новые слова, новые образы, новые повороты знакомой темы. Театральный рассказ трогает до слез. Патриотизм на сцене выработал определенные штампы. Только в борьбе с ними можно прорваться к новому театральному языку, что и было сделано в спектаклях «Синяя-синяя», «Лондон», «Саша, вынеси мусор». Недаром эти работы во время фестиваля стали приглашать в поездки за пределы Беларуси.
Иногда наш театр стремится к освоению западных моделей и тенденций. Опыт таких фестивалей, как M@rt.kontakt, показывает, что делать этого не надо. Есть у нашего театра большой запас творческих идей и сил для их осуществления. Если театр живой, жаждет работы и контактов, экспериментов и искренней заинтересованности публики, он выживет в любых условиях. Это главный урок мартовских театральных игр в Могилеве.