Михейко, Т. «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот — трудно» : [объединение «Библиокрошка» в библиотеке — филиале № 4 им. М. Лермонтова г. Могилева] / Т. Михейко // Бiблiятэчны свет. — 2013. — № 1. — C. 17-18.
В дошкольном детстве, как известно, ведущий вид деятельности — игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Но не просто игра, а игра познавательная. И ничего лучше, чем детская сказка, для такого возраста не найти.
С детской сказки начинается знакомство ребенка с литературой, человеческими взаимоотношениями и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории из жизни?» Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребенка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку пережить многие ситуации, с аналогом которых он столкнется во взрослой жизни, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.
Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни.
Через сказку легче всего объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка учит детей добру. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот — трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.
Сказки помогают различать плохие поступки, коварные советы; понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам; сопереживать героям; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию.
Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьезными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности.
Основываясь на выше сказанном, библиотека-филиал № 4 им. М. Лермонтова г. Могилева в рамках программы «Читающие дошколята» создала объединение «Библиокрошка».
Членами объединения являются воспитанники старших групп ГУО «Ясли-сад» зоны обслуживания библиотекой.
Целями и задачами объединения являются:
— привлечь дошкольников в библиотеку;
— привить любовь к книге и чтению;
— познакомить с лучшими произведениями миро¬вой литературы, в том числе писателей-сказочников;
— обогатить духовный и эстетический мир ребенка через сказку.
В работе используются самые разнообразные формы:
— экскурсии в библиотеку;
— электронные презентации («В некотором царстве… на современный лад»);
— игровые викторины («Угадай, откуда я?»);
— кукольные спектакли («Маленькие артисты» — спектакль силами детей по прочтенной сказке);
— игры («Мой добрый наставник и друг» (чему учат герои волшебных сказок));
— театрализованные представления (новогодняя сказка «К нам торопятся снежинки»);
— творческие конкурсы («Кисти, краски, полотно: изобрази любимого героя»).
— уроки.
Урок проходит поэтапно:
1. Изложение новой темы урока (например, «Сказка ложь, да в ней намек…»);
2. Закрепление материала в игровых формах.
При «Библиокрошке» есть свой кукольный театр, в постановках которого участвуют не только члены объединения, но и все дети — читатели библиотеки.
Важным моментом проведения уроков является не только игровая форма, но и наглядность, яркость и красочность излагаемого материала. Также при изложении новой темы должен вестись диалог с участниками урока. Это способствует не только открытому общению, но и помогает лучше овладеть вниманием ребенка.
На заключительном уроке можно провести краткое повторение изученного материала, награждение участников «Библиокрошки», вручить дипломы, медальоны с эмблемой книги.
Важно помнить, что в мире, где ребенок больше смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, чем читает книги, возникает проблема неумения осмыслить прочитанное, услышанное. Ему нужно научиться говорить, мыслить, выражать эти мысли, развивать воображение, а лучше всего это делать при помощи сказки. Ведь если не привить любовь к чтению ребенка уже в этом возрасте, не вывести книгу на первый план, не научить понимать и пересказывать прочитанное, то в будущем у него возникнут уже другие проблемы. Обсуждая с детьми книги, мы формируем у них не только восприятие материала, но и учим правильно передать услышанное, обогащаем духовный мир.