Астапова, Е. Человек без рода — что дерево без корней : [центральная городская библиотека им. К. Маркса : клуб любителей истории «Могилевчане»] / Е. Астапова // Вечерний Могилёв. — 2013. — 13 марта. — C. 10.
В помещении городской ратуши центральная городская библиотека им. К. Маркса собрала жителей областного центра на очередное заседание клуба любителей истории «Могилевчане». Тема заседания «Корни рода твоего» была посвящена родословным.
Все больше людей сегодня интересуется историей собственной семьи. Кто-то обращается к прошлому, поддаваясь модным веяниям, а для некоторых наличие хорошей родословной — это некий элемент престижа.
Еще лет 20 тому назад изучать свою родословную было небезопасно. В послереволюционный и послевоенный периоды многие люди просто уничтожали все свидетельства (семейные архивы, именные награды, фотографии, письма, метрики) принадлежности к иным классам…Только после развала Советского Союза стало возможным искать корни, интересоваться историей семьи, рода. Ведь оказалось, немало тех, кто не знают даже имени и отечества своих дедов и прадедов. А ведь, как говорил Чингиз Айтматов: «Нет ничего хуже и страшнее людей, потерявших память».
Пришедших на заседание волновали вопросы: как составить свое родовое древо, с чего начинать и куда обращаться за помощью?
В белорусских архивах хранится большое количество документов, которые могут быть использованы в генеалогических исследованиях. Именно о них и шла речь на заседании клуба.
Метрическая книга велась в России до революции в церковных приходах духовенством или особыми гражданскими чиновниками, рассчитывалась на год и состояла из трех частей (отсюда второе, менее распространенное наименование — троечастные книги):«о рождающихся»,«о бракосочетающихся», «о умирающих».
Ревизская сказка — документ, отражающий результаты проведения ревизий податного населения. Ревизские сказки являлись поименными списками населения, которые уточнялись между ревизиями. Все уточнения относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
Собравшимся был представлен примерный перечень ревизских сказок по Могилевскому уезду Могилевской губернии, хранящихся в Национальном историческом архиве Беларуси в городе Минске.
Исповедная роспись — ежегодный отчетный документ, представляющий собой посемейный список всех проживающих на территории прихода прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года) с указанием для каждого человека: был ли он в этом году на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).
Брачный обыск — документ с таким необычным названием содержал информацию о сословной принадлежности жениха и невесты, их месте жительства, роде занятий, возрасте. Уточнялось, не находятся ли они в родстве и т.д. Подписывался такой документ поручителями.
Большинство из нас помнит только 2 — 4 поколения своих предков. Однако чем больше начинаешь вспоминаешь своих прадедов, расспрашиваешь родственников, тем интереснее становится, так откуда растут наши корни?
Куда обратиться, чтобы помогли составить родословную? Ответы на эти вопросы собравшиеся получили из продемонстрированного видеоинтервью с сотрудником Национального исторического архива Беларуси. Вызвал интерес показанный отрывок из телевизионной программы «Наши» с участием Анатолия Стецкевича-Чебоганова — автора книги «Я — сын ваш», исследователем шляхетских родов Беларуси.
Участники заседания поделились опытом собственных исследований семейных архивов, сбором информации о своих предках.
Так, Константин Григорьевич Макаревич, пришедший на заседание клуба, рассказал о том, как однажды в Интернете увидел фотографию подаренного Андрею Макаревичу на 50-летие его генеалогического древа. Оказывается, у них есть общее совпадение — место проживания прадедов: Брестская обл., Березовский р-н, п/о Малеч, дер. Павловичи.
Могилевчанка Нонна Львовна Успенская принесла архив семейных фотографий. Генеалогическое древо ее семьи можно проследить от начала XIX века. Это удивительная история, где в роду были моряки и генетики, художники и архитекторы.
Конечно, мы еще не так трепетно относимся к своим корням, но все больше и больше белорусов посещают архивы. Только в прошлом году в читальных запах Национального исторического архива Беларуси генеалогию своей семьи изучали 148 человек, сотрудниками архива исполнены 112 генеалогических запросов.
Надеемся, что это заседание клуба любителей истории «Могилевчане» заставит молодых людей задуматься, подтолкнет к тому, чтобы они расспросили своих родных и близких о своих предках, происхождении и родственных связях. Генеалогическое исследование — прекрасный подарок потомкам. Во всяком случае, тем из них, кто когда-то задумается над вопросом: откуда и для чего я взялся на этой земле?