Полина Дашкова не знает, о чем думал Сталин

Дашкова, П. В. Полина Дашкова не знает, о чем думал Сталин : [автор захватывающих детективов побывала на днях в Могилеве] / П.В. Дашкова ; записала А. Близнюк // Днепровская неделя. — 2012. — 17 октября. — С. 1, 6.

Аристократичность, достоинство, чувство стиля этой женщины сразу бросались в глаза. Скромная, но уверенная в себе, она мгновенно завладела вниманием окружающих. Поклонники с интересом слушали рассказы о том, как создавались сюжеты ее книг, с каких исторических личностей списывала она своих героев, насколько реальны сюжеты ее произведений.

— Вы же понимаете, писатель не может все придумать. Например, роман «Питомник» (о детском доме, где жестоко издевались над сиротами) основан на громком уголовном деле начала 1990-х годов. В «Золотом песке» в центре сюжета — разрушительные последствия влияния некоторых сект на человека: «Я настолько реально описала жизнь сектантов, что после выхода романа они меня просто атаковали с угрозами».

Героев Дашкова иногда списывает с известных исторических личностей. Например, прототип профессора Свешникова из трилогии «Источник счастья» — известный русский биолог Александр Максимов, который в 1908 году открыл стволовые клетки: «Я не копирую героя полностью с этого ученого, просто взяла какой-то его начальный образ. Стараюсь, чтобы прямая речь персонажей соответствовала исторически известным фактам. Не уважаю отсебятину. Не понимаю таких литературных приемов, когда сочиняют: Сталин думал о том-то и о том-то… Откуда мне знать, о чем он думал? Я знаю, о чем писал Сталин, что делал, а его мысли сочинять не буду!

Не тяжело ли отдавать свой труд на суд критиков? Полина Викторовна ответила, что этого никогда не боялась:

— Я не для критиков пишу, а для читателей. И не слежу за отзывами людей, которые сами пишут довольно плохо. Качественной литературной критики у нас сейчас практически нет. Раньше было время, когда критическая статья была произведением искусства. А сейчас она вся ангажирована. Некоторые газеты за определенную сумму денег хвалят произведение, а тех, кто денег не дает, — наоборот, ругают. Поэтому всегда призываю читателей опираться на свой вкус, выбирать только ту литературу, которая нравится.

Свою любовь к профессии писателя Дашкова не скрывает:

— Да, это нелегкий труд, но для меня это просто потребность, образ жизни. Бывает, приходится себя долго настраивать, уговаривать сесть за стол и приступить к работе. Зато когда ставлю последнюю точку в романе, испытываю особое чувство выполненного долга. После этого я могу проспать до 20 часов подряд! Это — как летаргический сон. Потом долго кажется, что в жизни больше ни строчки не осилю!

Почему не хочет отдавать свои произведения в руки киношников, Полина объяснила коротко: «Мне слишком тя¬жело это все дается, мне дороги мои книги». Кстати, в жизни писательницы был неприятный опыт экранизации ее произведения, после чего она решила не повторять эту ошибку.

Дашкова не любит светские тусовки: «Было время, когда я часто ходила на такие мероприятия, но после поняла, что мне неприятны эти глупые беседы ни о чем, это притворство и лицемерные улыбки окружающих. Лучше я проведу время с близкими и приятными мне людьми, чем потрачу его впустую. Публичная жизнь — не для меня. Многим нравится внимание, а меня, наоборот раздражают толпы поклонников окружающих меня на улице, когда гуляю со своей семьей».

На пресс-конференции писательница рассказала, что до сих пор воспринимает жизнь как чудо. Что не любила советскую власть. Зато настолько любит героев своих книг что некоторых так и не решилась «убить», на ходу изменив сюжет!

— Какой из своих романов считаете самым дорогим? — поинтересовалась «Днепровка» у Полины Викторовны.

— Для меня они все любимые не могу выделить какой-то один. Правда, существует книга, которук я считаю своим талисманом — этс «Легкие шаги безумия». Именно с нее началась моя известность.

— Вы часто бываете на творческих встречах, интервью. Какие вопросы вы уже откровенно ненавидите?.

— Не хочу обсуждать все, что касается «женских детективов». Мне надоело, что многие вешают эти ярлыки, разделяя литературу на «мужскую» и «женскую».

Тема, которую Дашкова постоянно обходила стороной, — личная жизнь. Рассказала лишь, по каким принципам воспитывала своих дочерей «Когда была маленькой, поклялась, что своих детей никогда не отдам в детский сад. Это обещание я выполнила. Ошибка многих родителей в том, что они пытаются реализовать свои планы и мечты через ребенка. И как только малыш сказал свое первое «хочу» или «не хочу» — им это уже не нравится. Нужно уважать в ребенке личность».

О своих отношениях с мужчинами Полина предпочла не распространяться. Ее муж, вместе с которым они прожили 30 лет, умер два года назад. Женщина призналась, что считает любовь главным счастьем, подаренным Богом: «Важно не только принимать любовь, но и самому отдавать ее. Человек, который сам не наделен этой способностью, никогда не поймет, любят его или нет, потому что не знает, что это такое».