Кирдяшкина, Е. «Из всех удовольствий чтение – самое полезное» : [творческая встреча с Полиной Дашковой] / Е. Кирдяшкина // Веснік Магілёва. — 2012. — 10 октября. — С. 4.
В понедельник в городской ратуше прошла творческая встреча с Полиной Дашковой.
Автор более двух десятков популярных книг пообщалась с читателями, поделилась тайнами закулисной писательской жизни. Могилевчанам удалось побеседовать с Дашковой, узнать, что она не делит литературу на «мужскую» и «женскую», считает, что честной критики в России нет, а вот дефицит талантливых авторов ощущается.
Полина Дашкова — женщина с необыкновенным обаянием, которое излучает ее острый пронзительный взгляд. Ясные, иногда жесткие формулировки, не оставляют места для двусмысленных толкований. Она избегает обтекаемых, пустых, ничего не значащих фраз. Беседовать с ней легко и приятно и, что самое главное, интересно.
В литературе Полина Дашкова дебютировала как поэт, но широкую известность в читательском мире приобрела как автор детективов, среди которых «Кровь нерожденных», «Питомник», «Образ врага» и другие. Особый интерес у читателей вызывает ее трилогия «Источник счастья» и вышедший в этом году роман «Пакт», написанные с использованием исторических фактов.
На встречу с любимым автором пришли читатели в основном среднего возраста. В зале, где проходила встреча, царила доверительная атмосфера. Поэтому темы поднимались самые разные.
О Могилеве
Очень теплый город, живой, бережно относящийся к своему прошлому. Очень культурный город.
О выходе первой повести
Сейчас она называется «Кровь нерожденных», хотя изначально -«Виварий». Это было настолько легко, что даже рассказать нечего. Я принесла рукопись в издательство, через три дня позвонили и сказали, что ее будут печатать. Это был 1996 год. Книга стала сразу продаваться — никакой драматической истории не было.
А первая встреча с читателями прошла… в книжном ларьке. Заглянула туда, ожидая, что выйдет новая книга, — хотела ее посмотреть. А меня узнала моя читательница…
В то время книжный рынок был насыщен литературой, но в то же время — страшно голоден. В начале 90-х в ходу больше были порнография и убийства. А нормальных, живых текстов, написанных про сегодняшний день, про обычных людей, не было.
О работе над книгами
Когда я пишу роман на основе исторических событий, то, безусловно, работаю с архивными документами, хрониками. Стремлюсь, чтобы прямая речь персонажей была передана дословно из документов. Она восстанавливается по мемуарам, статьям. Я стараюсь «не гнать отсебятины». Не приемлю такой авторский прием, когда пишут: «Сталин думал то-то и то-то». Я никогда на это не пойду, потому что не могу знать, что он думал. Я знаю, что он говорил, что писал, что делал — эту информацию и использую, ничего другого сочинять не буду.
О критике
Я стараюсь не читать некоторые отзывы в определенных изданиях. Да и как таковой критики у нас сейчас нет. Критика в России абсолютно ангажирована. А ведь критика — это тоже творчество, а не брань, как бывает зачастую. Есть писатели, которых в определенных кругах принято хвалить, а в определенных — ругать. В литературных газетах существует даже прейскурант: за одну сумму можно объявить писателя гением, за другую — просто погладить по головке, объявить талантливым. Кстати, обругать всегда стоит дешевле, потому что ругать всегда легче, чем хвалить.
О книге, оставившей сильное впечатление
Лет в 12 прочла на английском языке Селинджера «Над пропастью во ржи» и испытала колоссальное потрясение. В 16-17 лет запоем читала Достоевского — это упоение осталось и сегодня. Очень сильно воздействовала повесть Набокова «Приглашение на казнь». Эту книгу я дочитала до последней страницы, а потом тут же открыла с 1-й страницы и начала читать снова.
Я весьма впечатлительный читатель, поэтому выделить одну книгу не могу. Не нужно гнаться за культом, тиражами. В 80-х годах некоторые книги были на пике популярности, а ее открываешь и думаешь: чем все зачитываются? Она же так слабенько написана! Надо читать, думать, анализировать.
О том, как привить ребенку любовь к чтению
В мои школьные годы в классе было не так много ребят, которые читали что-то больше программного списка. По-моему, эта тенденция сегодня не изменилась. А в том, что дети не читают, виноваты родители. Значит, они своим примером не продемонстрировали любовь к книге, интерес к чтению. В нашем доме очень много книг, и они «живые» — их читают, а не просто поставили для красоты, как это делают в некоторых семьях. Ребенку важно, чтобы он мог обсудить с родителями прочитанную книгу, поэтому надо, чтобы и родители знали, чем интересуются дети. И, конечно же, любовь к слову надо прививать с детства — читать хорошие сказки, рассказывать об авторах.
Читающий человек — это грамотно говорящий человек, не произносящий ежеминутно слова «короче», ведь в его лексиконе много других слов, которыми можно оперировать. Не нужно покупаться только на яркие обложки, броские характеристики «супербестселлер» и т.д. Необходимо искать качественный текст. Читайте, думайте, благо сейчас есть такая возможность. Не забывайте, что из всех удовольствий чтение — одно из самых полезных.
О воспитании детей
Я своих никогда специально не воспитывала. В детстве подмечала, что бы мне хотелось изменить в поведении своей мамы, и старалась со своими дочками учесть ее ошибки, хотя своим родителям я очень благодарна за все. В семье необходимо строить отношения на взаимном уважении, надо уважать ребенка уже с младенческого возраста. Еще в нашей семье никогда не поощрялось безделья: необходимо все время читать, учиться, развиваться, работать — тогда будет результат. Моя старшая дочь закончила исторический факультет МГУ и поступила во ВГИК, пошла по стопам отца — он снимает документальное кино. Младшая тоже поступила в этот университет, но на мультипликатора — с детства хорошо рисовала.
О счастье
Могу сказать, что мое счастье — это семья, дети. На самом деле понятие счастья очень глубоко и индивидуально. Оно не зависит от благополучия, денег, возможностей. Я знаю богатых и успешных в бизнесе людей, но они несчастливы, потому что не умеют ценить жизнь, то, что имеют. Счастье — это когда Господь дает умение любить.