Жгучая и шампанское

Дудич, Е. Жгучая и шампанское : ведущая актриса Могилевского драмтеатра Елена Дудич отметила юбилей и приоткрыла нам свой характер / Е. Дудич ; беседовала И. Сафронова // Вечерний Могилев. — 2012. — 3 октября. — С. 9.

Ведущая актриса Могилевского драмтеатра Елена Дудич отметила юбилей и приоткрыла нам свой характер

Возможно, это «звездные» роли сделали ее такой боевой, цельной и, я бы сказала, активно неравнодушной. Одна только Жанна д’Арк и Эдит Пиаф в ее исполнении чего стоят. А может, дело в генах? По родительской линии с одной стороны у нее в предках казачий атаман, с другой — польский шляхтич. По моему разумению, должна получиться гремучая смесь. Недруги, которых немало (чего уж тут), скажут, что так и вышло. Для сцены, видимо, гремучая смесь как характер — это неплохо, такая гарантия на стиль, стильность и творческое неувядание. Впрочем, солнечные, но одновременно застрельческие черты ее характера любящие люди давным-давно обозвали вполне себе ласковыми и добрыми словами. Так, преподаватель по танцам еще в институте звал ее Жгучая и Шампанское. «Очевидцы» говорят, что шампанское и жгучесть присутствуют в полной мере и в работе ведущей актрисы Могилевского областного драматического театра Елены ДУДИЧ, и в ее личных отношениях. Друзья по сцене называют ее Гардемарин и Стойкий оловянный солдатик.

Елена, характеристики более похожи на мальчишеские, чем на девичьи…

— Возможно. У меня родители по сути своей бойцы, и я унаследовала такую черту: голыми руками меня не возьмешь. Детство у меня было счастливейшее. Я была поздним ребенком, которого родители просто обожали, но вялой рохлей не стала. Потом, людей, которые не умеют принимать удары и испытания, которые не способны выдержать жесткий естественный отбор в театре и дождаться своего звездного часа достойно, наша профессия сама постепенно отталкивает. Еще студентом театрального вуза ты должен понимать, что цветы и поклонники — это вершина айсберга. Надо настраивать себя, что это зависимая профессия, что ты будешь поклоняться Божеству прекрасному, но суровому, и тебе придется постоянно работать над собой и вести с собой бесконечные внутренние разговоры. И, конечно, ждать…

На мой взгляд, понимание того, что артист театра — это Служение, дар Божий, уходит. На первый план у молодых начинающих артистов часто выходят меркантильные интересы, рост, выражающийся в каких-то званиях, должностях, «борзых щенках». А ведь всегда было и для меня так и остается: артист — это когда не можешь не играть на сцене, нечто вроде хронической болезни, такая непрерывная любовная лихорадка.

— В учебных заведениях этому не учат?

— Может, и учат, только учение не впрок. На самом деле сейчас проблема у многих театральных вузов в том, что произошла поколенческая смена преподавательского состава. Соответственно выпускаются новые артисты другого «коленкора», да и масштаба. Про себя могу сказать, что мне повезло донельзя. У меня были фантастические преподаватели, в частности, Борис Петрович Ставицкий. Это была мощная личность, потрясающий наставник. Мой любимый режиссер, которого тоже считаю своим учителем, — Игорь Кузьмич Перепелкин. Человек, которого я понимала с полуслова-полувзгляда. Он, собственно, и привез меня с Сашей Пьянзиным (актер театра) в Могилев 26 лет назад. Я стала работать в Могилевском драматическом театре, и очень рада, что моя актерская судьба сложилась именно так. Не устаю благодарить Бога за такое счастье, дарованное мне.

— Вы недавно праздновали юбилей. Чем это событие было отмечено на сцене?

— К моему юбилею вышла премьера «Несравненной», спектакля об удивительной женщине, которая плохо пела, но имела магическую способность собирать огромные залы зрителей и делать всех и каждого счастливыми. В свой юбилейный вечер я вышла на сцену со спектаклем «Рычащий воробей. Эдит Пиаф». Это моя авторская работа, я сама писала пьесу, я одна стою на сцене перед зрителем, и я уверена, что мой зритель меня понимает. И материал, и спектакль в свое время (2008 год. — Авт.) были написаны и сделаны очень быстро, за десять дней. Идея, естественно, вынашивалась мною длительное время. Я очень люблю эту роль.

— А я почему-то думала, что каждый последний спектакль самый любимый…

— Я сыграла к своему нынешнему юбилею ровно пятьдесят ролей в Могилевском драматическом театре. Роли разные, ни за какую мне не стыдно. Я честно играла. Другое дело, есть роли, которые особенно мне по сердцу. Та же Пиаф, та же Жанна д’Арк. Очень люблю Оскара. Этот образ многое мне дал не только в смысле актерского опыта, но и в смысле воспитания личности (имеется в виду роль Оскара из спектакля «Только Он вправе меня разбудить». — Авт.).

— Вы начали свою актерскую карьеру в четыре года?

— Мама моя всю жизнь проработала главным бухгалтером в театре, и театральную жизнь изнутри я знала с ранних лет. В четыре года была выведена в спектакле в роли цыганчонка. Вроде бы все получилось. Я, собственно, всегда хотела быть актрисой.

— Ваша дочь Мария пошла по вашим стопам?

— Она закончила мой родной вуз — Государственный институт театрального искусства в Киеве. И совместила в своей профессии мое актерское и бабушкино бухгалтерское. В общем, получила образование кинопродюсера. Работает в Киеве кастинг-директором на студии «Стар Медиа».

— Она приезжала к вам на юбилейный вечер?

— И она, и моя мамочка, которая тоже живет в Украине и которой 86 лет. Мамочка трудно ехала, с пересадками на вокзале в Киеве; там была неординарная ситуация, и я очень переживала за нее. Все это происходило в мой день рождения. Но моя мамочка — героиня по сути своей (она ветеран войны и имеет волевой бойцовский характер) и в данном конкретном случае тоже великая героиня. Она смогла все преодолеть и приехала ко мне, отчего я безмерно счастлива. В настоящее время счастье и здоровье моих близких — это важнейшая составляющая моего душевного равновесия.

— А как же парни, деньги и любовь?

— Кроме денег, все в жизни случалось, но теперь это не главное. Сама жизнь показала, что я замужем за театром. Энергетика зрительного зала, кстати, это безумный врачеватель, постоянный источник счастья для артиста. Ты отдаешь ему. Он тебе. Я своего верного, умного и сопереживающего зрителя ни на кого не променяю.

Потом, я очень счастлива в дружбе, общении. Мои друзья — мое богатство. И мне доставляет огромное удовольствие делать людей счастливыми. Я это говорю не пафосно, поверьте. Я не мессия, который несет для всего мира главное на свете знание. Я просто всех очень люблю и ценю, у меня великолепные друзья. Это особенные талантливые люди. Один Павел Усович чего стоит! Я крепко дружу со всеми своими однокурсниками, преподавателями моего киевского вуза.

— А как же переоценка ценностей в «энном» возрасте? Как же фраза «чем больше узнаю людей, тем больше я люблю собак»?

— К людям ненависти не испытываю. Снобом никогда не была, на пье­дестале себя далеко ото всех не ощущала. А вот про собак… Знаете, обожаю собак. До дрожи, до сумасшествия. Наверное, в другой жизни я была собакой. Какой-нибудь большой. Лайкой. Или овчаркой. Или по характеру я и так уже овчарка? (смеется).

Десять лет со мной рядом была лайка Блонд. Чудесный друг, любящее верное сердце, по утрам говорил мне «мама»… Если б можно было его вернуть… Извините. Не могу об этом, слишком больно…

— Человек с таким опытом, как у вас, наверное, уже не волнуется на сцене.

— Повторю слова Алисы Фрейндлих: «Если я перестану волноваться, мне надо начинать всерьез волноваться». Это действительно так.

— Елена, вы меня простите, но вот некоторые говорят, что артистка Дудич не слишком дипломатична на службе.

— Есть такой грех. У меня, понимаете, синдром отличницы. Я перфекционистка. Все хочу сделать на «отлично» и «превосходно». От других тоже все требую делать по-честному и по-настоящему. Непрофессионализм не терплю, сдержаться не могу. Тем более, наблюдается повсеместно такая тенденция, что играть могут все. Чего-нибудь и как-нибудь…

— Может, для экспериментального театра так и надо?

— Вот что меня по-настоящему бесит, так это разговоры про великое будущее новой драмы. Театр должен остаться традиционным. Я много бываю за границей на различных фестивалях, форумах, много чего видела из новой драмы. Мое глубокое убеждение, что наше традиционное «завоевание» — русский психологический театр — надо сохранять и всячески лелеять. И потом, все-таки мы работаем для зрителя. Не говорю, что надо всецело прогнуться под зрительские вкусы, но и когда на спектакль ходит два с половиной человека или уходит сто после первых двадцати минут, значит, что-то не так и вектор направлен не туда.

— Вы очень хорошо выглядите. Что для красоты лица и стройности тела делаете?

Ей-богу, нечего посоветовать читательницам. Вообще ничего не делаю. А впрочем, делаю. Все наоборот. Курю, пью кофе и чай в поразительных количествах, питаюсь кое-как, во всяком случае мое питание далеко от нормального. Могу посоветовать слушать сердце, благодарить Бога и стараться дарить людям хорошее.

— Российская комедийная актриса Нонна Гришаева говорила в каком-то интервью, что хотела бы провести свою старость на родине в Одессе…

— Я так ощущаю, что до старости мне еще очень далеко и эти мысли меня вообще не занимают. А вот путешествовать люблю. Последнее открытие — Италия. Там все поют, танцуют. Я так люблю танцевать! Почему, спрашивается, режиссеры не дают мне ролей с танцами…

А еще там, в Италии, очень любят собак. Буквально все с собаками…

На этой вот мечтательной ноте Елена Дудич, солнечная и боевая одновременно, бросила меня в гримерке и убежала на репетицию. Потому как сцена зовет.

И это все о ней

В 1984 году Елена Дудич окончила государственный институт театрального искусства города Киева. В период с 1984 по 1986 гг. работала в Донецком областном драматическом театре (г. Мариуполь). Творческая деятельность в Могилевском областном драматическом театре началась с 1986 года. Галерея ролей, сыгранных Еленой Алексеевной, весьма разнообразна. Все чаще в этапных для театра спектаклях Елене достаются роли центральные.

Елена Дудич принимает активное участие в республиканских и Международных фестивалях, где ее талант всегда отмечен дипломами и наградами.

Елена Алексеевна является членом художественного совета театра.

Елена Дудич занимается благотворительной деятельностью. Участвует в детских праздниках в Могилевском детском хосписе, организовывает выездные спектакли для детей. Актриса часто проводит творческие встречи в учебных заведениях областного центра.

За высокое профессиональное мастерство, личный вклад в развитие театрального искусства Дудич Елена Алексеевна награждена государственной наградой Беларуси – медалью Франциска Скорины, Почетными грамотами  Могилевского областного Совета депутатов, Могилевского городского исполнительного комитета, управления культуры Могилевского областного исполнительного комитета. На днях ей вручили Почетную грамоту Министерства культуры РБ и Могоблисполкома.

Десятка самых запоминающихся ролей Елены Дудич по версии газеты «Вечерний Могилев»:

Роль Эдит — «Рычащий воробей. Эдит Пиаф». Е. Дудич, А. Гузий, 2008 год.

Роль Жанны — «Вторая смерть Жанны Д’арк». С. Цанев, 2010год.

Роль Дорис — «Если бы я знала, что ты придешь, я бы испекла тебе пирог». Слейд, 1996 год.

Роль Оскара — «Только Он вправе меня разбудить», Э. Шмитт, 2007 год.

Роль Бланш Дюбуа — «Трамвай «Желание», Т. Уильямс, 2002.

Роль Антонии — «Свободная пара», Д. Фо, 1999.

Роль Лены — «КИМ», А. Дударев, 2001.

Роль Флоренс Фостер Дженкинс – «Несравненная». П. Куилтер, 2012 год.

Роли Элейн Новаццо, Бобби Митчел, Дженетт Фишер, жены Барни — «Пора заняться светлой стороной жизни». Н. Саймон, 2008 год.

Роль Филумены — «Мадонна, как я устала». Э. де Филиппо, 2009 год.