На высокой ноте

Аюшев, Чингис. На высокой ноте : [беседа с оперными певцами Чингисом и Еленой Аюшевыми] / Чингис Аюшев, Елена Аюшева ; беседовала Ольга Смолякова // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 24 октября. — С. 1, 8.

Сегодня в Могилеве открывается Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер»

Ну вот и дождались! Могилев всю эту неделю — прошу заметить, в пятнадцатый раз — пребывает в состоянии музыкальной ностальгии. Тому причина — «Золотой шлягер», который, как машина времени, дарит нам возможность под песни любимых артистов вернуться на десятилетия назад. Кому-то в бурную молодость, другим в юность, третьим вообще в детство… Чем не чудо?

Уже сегодня вечером состоится официальное открытие ретрофорума с участием легендарной Эдиты Пьехи, сладкой парочки Виктора Рыбина и Натальи Сенчуковой, белорусской «малиновки» Ядвиги Поплавской и других фестивальных гостей.

Интерес зрителей вызвали и уже прошедшие, предваряющие торжественное открытие праздника музыкальные программы. Вчера, в частности, состоялся концерт «Киномузыка. Золотая коллекция» с участием камерно-инструментального ансамбля Gold String Quartet и Могилевской облфилармонии. До этого порадовал дуэт Чингиса и Елены Аюшеевых, которые, махнув рукой на мировые оперные сцены, пожаловали на денек в областной центр. А отсюда уже прямиком на Гамбург и дальше по Европе. Именно они — звезды Королевского оперного театра Италии и Венгерской национальной оперы (здесь блистает Елена), а также Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (Чингис) своим выступлением в сопровождении нашего родного оркестра народных инструментов имени Л.Иванова под управлением Николая Алданова дали старт фестивалю. Браво, это было прекрасно!

Тем, кто не попал на концерт классической музыки, а еще пуще тем, кто попал на него, наверняка интересно больше узнать об именитой паре. Да-да, вы не ослышались: Елена и Чингис уже 14 лет как счастливы в браке, воспитывают дочурку и порой, как мы убедились, работают вместе. К сожалению, не часто. Но обо всем по порядку.

О знакомстве

Елена: Он учился на пятом курсе Московской консерватории, я на третьем. В ту пору готовился дипломный спектакль по Пуччини «Богема», где Чингис играл главного героя Рудольфа. Я, меж тем, была на конкурсе, причем даже не в городе. Вдруг звонок: «Лена, так и так, срочно надо выучить партию Мими» (это возлюбленная Рудольфа). Что ж, выучила, пришла на репетицию, а там — студент: лопоухий, нескладный, плохо одетый (стояло тяжелое время — начало 2000-х). Это сейчас мой муж такой красивый, а тогда совсем неприглядным мальчугашечкой выглядел. Но стоило ему запеть — я пропала! Влюбилась в голос, в его тембр, спектр… Для артистов — это и есть душа, естество. Он поначалу робел, но характера все же хватило, чтобы меня завоевать. Да и союзник в лице моей мамы сразу появился. «Лена, отнеси ему пирожки», — говорила она, взяв шефство над талантливым самородком. В итоге любовь разворачивалась у нас и на сцене, и в жизни. Поэтому совместный спектакль получился очень достоверным, над ним — когда в конце умирает Мими — даже плакали члены комиссии: и Соткилава, и Кадинская…

Чингис: До встречи с Еленой я был очень закрытый, стеснительный, закомплексованный. Она своим обаянием пробила бронь. Можно даже сказать, спасла меня! Бывало, в студенчестве мог и выпить, а из консерватории чуть ли не каждый год отчисляли. Как встретились — стали говорить-говорить-говорить, как будто друг друга до этого всю жизнь знали. Это карма, считаю. Судьба. Мы должны были познакомиться и быть вместе.

О дочке и нюансах профессии

Чингис: Дочери тринадцать лет, в пять она уже выступала на оперной сцене. Сейчас играет на фортепиано, поет в ансамбле и в церковном хоре. Я, честно сказать, сопротивляюсь. Не хочу, чтобы строила музыкальную карьеру. Очень непростая у нас профессия, затратная. Но будет как будет. Наше дело предупредить.

Елена: Творческий путь оперных певцов и певиц действительно не сахар. Сколько талантливых людей из-за неудавшейся карьеры здоровье подорвало! Неспроста в нашей сфере у многих появляется онкология. Фамилии называть излишне, всем они хорошо знакомы. А все потому, что все время в стрессе, на адреналине; задействованы эмоции. Кто-то толстокожий -ему нипочем, а большинство очень ранимые… Надо уметь абстрагироваться.

О том, что помогает во время выступления

Чингис: Я перед каждым выходом на сцену буддистскую молитву читаю.

Елена: Мне же важно, чтобы все шло своим чередом. Чтобы не было внештатных ситуаций перед концертом, которые выбивают из колеи. Еще в студенческие годы ездила на гастроли с Зурабом Лаврентьевичем Соткилавой. Так вот он всегда, в каждую поездку, брал с собой макароны. За два часа до выступления варил их и съедал. Это, видимо, давало психологический комфорт. Привычное действие успокаивало.

Чингис: Есть люди с уникальными голосами, которым ничего не помогает. Им сцена противопоказана. У нас вел занятия гениальный педагог, перед многочисленной публикой терявший всякую возможность петь, а в малых аудиториях выдавал нечто! Его даже в Большой театр приглашали, цо он все равно вернулся к студентам. Такой вот непубличный человек.

Елена: Самое главное в каждом выходе к зрителям -энергия. Можно даже «петуха дать», но это простится, если душу вкладываешь в дело. Ди Стефано, например, мог в Ла Скала фальшивить — люди не обращали на это внимания, его обожали. Говорили, он «поет сердцем». А стоило Паваротти в том же театре сделать хоть одну маленькую промашку — его освистывали… Или та же Елена Образцова. Я как только поступила в консерваторию, первым делом пошла на ее концерт. Елене Васильевне можно было вообще не петь: она выходила на сцену — сразу же несли охапки цветов… Так ее любили. Вместе с тем Образцова была трудоголиком: все, что есть для «меццо-сопрано», она за свою жизнь исполнила.

О том, как попали в Могилев

Елена: Мы здесь благодаря вашему замечательному земляку Николаю Алданову. Поработав как-то вместе на концерте в Доме музыки в Москве, я про себя загадала — вот бы сделать интересную программу с оркестром народных инструментов им. Л. Иванова. Они с таким куражом выступали и так талантливо все это делали, что я была в восхищении! И надо же, мое желание сбылось! Николай Михайлович сам мне позвонил и предложил поработать вместе. У нас огромный опыт, поэтому, поверьте, дирижеров, руководителей музыкальных коллективов такого профессионализма, высочайшего уровня мастерства, крайне редко встретишь…

Чингис: Мы счастливы были быть здесь, на «Золотом шлягере», вместе с вами.

Будем надеяться, остальные концерты «Золотого шлягера» нас также не разочаруют. Во всяком случае, такие имена на афишах, как Александр Малинин, Валерий Дайнеко, Михаил Финберг, Юрий Лоза, Игорь Корнелюк, Александр Серов, Квентин Мур в конце концов (вы любите джаз, правда же?) вселяют надежду на получение незабываемых эмоций и удовольствия. Все только начинается!

1 2 3 4

Ольга СМОЛЯКОВА.
Фото Галины ГАВРИЛОВИЧ.