Гришанова, Людмила. Семейные альбомы : [история Могилевской семьи Луковниковых-Апрелевых] / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 24 октября. — С. 11.
Несколько лет назад в Могилевской областной библиотеке довелось увидеть выставку фоторепродукций дореволюционных открыток с видами Могилева. Заведующая краеведческим отделом пояснила, что оригиналы открыток принадлежат могилевчанке Марии Луковниковой.
В телефонном разговоре Мария Григорьевна пояснила, что старинные открытки достались ей от родителей. Отец, Григорий Александрович, до Великой Отечественной войны работал директором Могилевской школы №2, мама, Екатерина Сергеевна ( в девичестве Апрелева),преподавала в СШ№№6, 2, 9. К сожалению, тогда наша встреча не состоялась. Недавно в книге, посвященной развитию Ленинского района г. Могилева, прочитала, что Екатерина Сергеевна Луковникова, закончившая в 1915 г. Могилевское женское духовное училище, более 40 лет работала учительницей. В 1939 г. была награждена орденом Ленина,позже удостоена звания «Заслуженный учитель школ БССР». Знание о том, что в епархиальное училище принимали дочерей священников, пробудило интерес к судьбе учительницы, признанной «заслуженной» в советское время.
Подкидыша окрестили Апрелевым
Пожилая дочь рассказала о происхождении девичьей фамилий матери.
…В Могилевской губернии служил священником некий Савелий Бедрицкий. Как-то солнечным весенним утром он проснулся от младенческого плача. Вышел батюшка на крыльцо своего дома и увидел, что возле лестницы стоит шикарная детская коляска. В ней лежал сверток из атласного одеяльца в кружевах, из которого и доносился отчаянный писк. Поверх экипировки младенца лежала записка, из которой священник с матушкой узнали, что дитя вверяет «слуге божьему» купец первой гильдии Чудинович, в спешке бежавший от еврейского погрома в Америку. Очевидно, купец опасался, что может далеко не убежать от разгневанных погромщиков или что дитя не вынесет долгой дороги за океан. Как бы там ни было, но священник принял ребенка в свою семью, окрестил его в православную веру с именем Георгий и дал ему фамилию Апрелев. Потому что нашел его у своего крыльца в апрельский день. Когда Георгий повзрослел, то пошел по пути приемного отца, стал священником. Один из его сыновей, Сергей Апрелев, служил настоятелем в Белыничской церкви Рождества Богородицы, в которой находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы
Белыничской. Поклониться дивному образу в Белыничи ежегодно прибывало более 10 тысяч богомольцев. Всех привечал добрый пастырь.
— Когда в советское время священника пришли арестовывать сотрудники НКВД, то верующие не дали им этого сделать. Чтобы предотвратить очередной арест, люди собирали подписи в защиту дедушки, и власти разрешили ему работать учителем, — поясняет Мария Григорьевна. — А похоронили дедушку во дворе церкви.
Батюшкины дети
О том, что детям бывшего священника было непросто найти свое место в новом обществе, свидетельствует документ, хранящийся в Государственном архиве общественных объединений Могилевской области среди сводок и донесений ГПУ за 1926 год: «В финчасти Белыничского райисполкома работает счетоводом сын бывшего священника Апрелев, там же работает жена Апрелева в качестве машинистки РИКа, есть постановление о снятии их с работы, но до сих пор это не проведено в жизнь».
— У дедушки — священника было десять детей, — уточняет собеседница. — Мамины братья, а их выросло пятеро, благодаря уму и способностям занимали видные должности. Федор работал начальником отдела судопроизводства в Министерстве БССР, Николай — в Министерстве торговли УССР. Григорий служил тоже в Киеве начальником особого следственного отдела НКВД, Пантелеймон был начальником отдела труда и зарплаты в Министерстве обороны СССР, Павел возглавлял отдел гидровоенной разведки НКВД.
По словам Марии Луковниковой, старшая сестра матери Ольга до войны преподавала в СШ № 1.
— Тетя Оля дружила с Ольгой Николаевной Карпинской, — говорит Мария Григорьевна. — В довоенное время они вместе снимали дачу в Добросневичах. Тетя Маруся трудилась в Харькове, будучи кандидатом сельскохозяйственных наук. Когда умерли их родители, мама взяла на воспитание сестру Любу, тетя Оля забрала Неонилу.
Одно время Мария Григорьевна преподавала в медицинском училище анатомию, туда же поступила учиться на фармацевтическое отделение Люба. После окончания ее направили работать в Киевский научно-исследовательский институт, в поезде девушка познакомилась с начальником Днепровской флотилии и вышла за него замуж. Но ее судьба сложилась трагически.
— Любочка разогревала в колбе на огне раствор камфоры, огонь перекинулся на нее. Беременная тетя бежала с третьего этажа, чтобы затушить горящую одежду снегом, но погибла от ожогов… — вспоминает прошлое племянница.
Потеря троих деток
Екатерина Апрелева познакомилась с будущим мужем Григорием Александровичем в Белыничах, где потомственный педагог (его отец до революции служил инспектором народных училищ) преподавал в школе.
Григорий Луковников участвовал в Первой мировой войне, окончил Московский университет. До Великой Отечественной войны у Луковниковых родилось трое сыновей.
Старший Всеволод трагически погиб в 12-летнем возрасте. Баловались с приятелем с ружьем отца. Друг, думая, что оно незаряженное, выстрелил голову мальчика.
— Мама тогда работала в школе № 6, — ведет рассказ Мария Григорьевна.— Когда ей сообщили о случившемся, то она в декабре бежала босиком по снегу, а сзади ее догоняли с обувью.
В 12 лет умер от аппендицита Ярослав, самый младший сын Сережа умер в три года от воспаления легких.
— Братьев похоронили на Соборном кладбище в семейном склепе Луковниковых рядом с дедушкой Александром,
— продолжает женщина. — После сноса кладбища мы перезахоронили их на Мышаковском. Там же похоронен и отец, на его памятнике так и написано: «Луковников Григорий Александрович и сыновья».
10 декабря 1941 года у немолодых супругов Луковниковых появилась дочь — последняя их радость и надежда.
Во время войны Луковников состоял в обществе «Самопомощь», помогая неработающим учителям и Прасковье Дерибо, которая снабжала продуктами питания военнопленных в Луполовском концлагере и тяжелораненых бойцов Красной Армии, оставшихся в трех госпиталях Могилева. Патриотку после Победы наградили медалью и назначили ей персональную пенсию. По доносу клеветника, обвинившего ее в том, что состояла в «Самопомощи», Дерибо лишили пенсии. Довоенного директора СШ №2 и преподавателя пединститута Григория Луковникова за это же «прегрешение» осудили на 5 лет лишения свободы и отправили отбывать наказание в Гомельскую тюрьму, где он работал библиотекарем. Учителя, которым он помогал, собирали в его защиту подписи. Григория Александровича освободили досрочно — через год и восемь месяцев.
— После освобождения папа преподавал в школе №3 математику и географию, мама после войны работала в школе №9 учителем химии и биологии, — рассказывает Мария Григорьевна.
Школа №9 со времени открытия в послереволюционное время и до 1964 года, пока не переехала в типовое здание, находилась в помещении, построенном для церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Выпускник школы Геннадий Колесников вспоминал о том, что в алтаре располагалась школьная бухгалтерия, где какое-то время работал бухгалтером Луковников. Благодаря стараниям учителя биологии Екатерины Сергеевны, которая вела занятия в кружке юных натуралистов, и ее коллег возле школы появился яблоневый сад. Особенности растений учащиеся изучали в классах и на пришкольном участке. Как писал в своей брошюре из опыта работы средней школы № 9 ее директор Павел Куявский: «Кружок юных натуралистов в течение пяти лет — участник ВДНХ. Более 75 кружковцев награждены медалями выставки». Заслуженная учительница внесла свою лепту в воспитание подрастающего поколения Могилевщины. Ее дочь помнит, как любимую учительницу навещал вместе со своей сестрой Маргаритой ученик Леонид Иванов, создавший в Могилеве оркестр народных инструментов.
P.S. Остается добавить, что Мария Луковникова передала наследие родителей-педагогов — альбомы с дореволюционными открытками с видами Могилева и старыми семейными фотографиями, среди которых есть и эпизоды службы отца, младшего офицера, во время Первой мировой войны, — в Белорусский архив кино-, фотодокументов.
Людмила ГРИШАНОВА.