«Главное в нашей работе — не терять марку»

Журун, Игорь. «Главное в нашей работе — не терять марку» : [беседа с директором ОАО «Химчистка и стирка белья» И. Журуном] / Игорь // Веснік Магілёва. — 2018. — 22 февраля. — С. 10.

Коллектив Могилевской городской химчистки и стирки белья из года в год укрепляет позиции по оказанию бытовых услуг организациям и частным лицам. Это не остается не замеченным. По итогам работы за 2017 год предприятие было удостоено занесения на областную и республиканскую Доски почета. Из года в год химчистка в лидерах и городского соревнования. Это хороший повод порадоваться за коллектив и его руководителя — Игоря Журуна.

— Игорь Леонтьевич, как вам удается быть в лидерах несколько лет подряд?

— За мои шесть лет работы на этой должности год ушедший, пожалуй, был самым сложным. Показатели, хотя и высокие, но они ниже, чем в 2016 году. Но самое главное — мы обеспечили рентабельную работу. Прибыли получили больше, чем в 2016-м, более полутора миллиардов рублей с рентабельностью 6,7%. Но чистая прибыль снизилась по итогам года, в первую очередь, за счет инвестирования средств в основной капитал. Мы закупили в лизинг стиральное оборудование шведского производства «Электролюкс», две современные стиральные машины. Есть специальные требования для белья отдельных учреждений, особенно медицинских. Это машина проходного типа с загрузкой спереди и выгрузкой сзади, чтобы не пересекались потоки. Жизнь заставляет, мы должны держать марку. За счет этого к нашей фирме и приходит авторитет. Машино-парк, оборудование новое и лизинг снизили чистую прибыль. Но сегодня без техперевооружения, без менее энергоемкого и менее трудозатратного, ускоряющего все технологические операции оборудования, невозможно успешно работать.

Вкладывали деньги и в улучшение условий труда работников, проводили ремонтные работы, закупали технологическое оборудование, компьютеры. Порядка двух миллиардов рублей вложили в это. И естественно, это повлекло отток средств, часть расходов легла на себестоимость, а это снизило прибыль. Кроме того, мы каждый год сохраняем социальный пакет, который есть у наших работников, производим выплаты стимулирующего характера. Мы не отходим от наших социальных принципов с 2012 года, когда я пришел на работу сюда и пообещал это людям, как бы тяжело нам ни было.

— Сегодня в рейтинге по услугам и их качеству на каких позициях мы в республике?

— Мы остаемся на ведущих позициях. Есть такая организация Национальный бизнес-рейтинг, где мы уже не первый год занимаем второе место. У нас в республике есть один конкурент, который пока нас опережает, но он оказывает чисто прачечные услуги. У нас же 70-80% занимает стирка (учреждения здравоохранения, прочие организации) и около 22% — бытовые услуги населению. По ним мы приросли на 7,5% к 2016 году. Это неплохой показатель. Уже текущий год показал, что по январю этот показатель у нас сложился 126,4%. Это за счет того, что держим качество, постоянно обновляем оборудование, совершенствуем технологию, экспериментируем с расходными материалами. По услугам химчистки работаем чисто, как Европа (Италия, Германия), что позволяет обеспечить качество на обработке изделий, которые поступают от населения. В химическую чистку раньше заказов было больше, но население начинает уходить от такой услуги, как чистка ковров, скорее оттого, что от этих ковров избавляется. Падают объемы и пухо-перьевых услуг. Если бы они оставались хотя бы на уровне 2013 года, то прибыль была бы гораздо выше.

— Я недавно вызывал на эту услугу на дом частника. Приехал молодой парень с набором моющих средств, с моющим пылесосом. Два часа работы, тридцать рублей гонорар, и все довольны?

— У нас тоже есть эта услуга на дому, чистка ковров, ковролина, мягкой мебели. Что касается ковровых изделий, то их лучше чистить у нас. Во-первых, качество обработки наивысшее: специализированное шестиметровое оборудование, идет доочистка, если оператор видит; что с отдельными пятнами машина не справилась. Во-вторых, у нас ковер проходит через центрифугу, и удаляется вся влага. В-третьих, действует огромная камера по сушке. Ковер выходит готовым для того, чтобы его можно было расстелить в квартире. У частника после его услуг потребитель сушит влажный ковер сутками да и на влажном ковре остаются дефектные пятна. Так что решать потребителю, где и как чистить ковер.

.Знаете, не все наши приемные пункты работают рентабельно. Но мы идем навстречу населению, чтобы знали, что и как мы умеем делать. Предприятие работает уже почти 50 лет, через два года у нас юбилей, но не все люди это знают. Удивляются тому, что у нас можно даже ковры чистить. Хотя мы последнее время ведем большую информационную работу.

— Скажите, а по цене услуги нашей химчистки остаются доступными широким слоям населения, или основной ваш контингент — состоятельные люди?

— По ценам мы не прирастаем. Во-первых, экономическая ситуация в стране не позволяет, во-вторых, сами такой ценовой политики придерживаемся. У нас по химической чистке цены ниже всех городов областного подчинения — процентов на 30-40, чем в Витебске, Гомеле, в разы ниже, чем в Минске.

— Часто ли клиенты приемных пунктов ставят работников химчистки в сложные ситуации, перерастающие, порой, в конфликт?

— Мы стараемся всегда находить взаимовыгодное решение, но не всегда люди понимают, что восстановить старую вещь сложно, а зачастую невозможно. Приносят такие вещи, которые либо никогда не обрабатывались, либо дефекты невозможно устранить даже с помощью современной техники и особого желания наших работников. Стараемся людям объяснять, все нюансы отражаем в приемной квитанции, люди соглашаются, что не все химчистке под силу, расписываются, но, когда забирают заказ, могут возникнуть жалобы. Это касается и лежащих в квартирах по 30-ть лет ковров, которым никакая химчистка уже не поможет. Ежемесячно проводим дни качества, мастер-классы для сотрудников и населения, убеждаем, показываем все новое, что у нас внедряется. Все общения клиента и работника фиксируются на видеозапись, все процессы компьютеризированы. В итоге — находим понимание.

Сегодня у нас работает 140 человек: 17% — администрация, остальные — обслуживающий персонал. Частично мы оптимизировались, жизнь заставила, четыре человека из аппарата управления сократили. В этом году планируем сократить еще двух управленцев.

У нас действуют 4 крупных подразделения в Могилеве, а основное — на улице Гришина. Здесь большая прачечная механическая, которая по совместительству и станция обеззараживания одежды. Она — стратегический объект на случай непредвиденных обстоятельств. Есть у нас на улице Академика Павлова отдельная механическая прачечная, тоже крупная, прачечная на улице Тимирязевской, которая стирает белье и одежду для двух городских роддомов. Головное подразделение осуществляет все процессы химчистки за исключением чистки ковровых изделий и пухо-перьевых. Они обрабатываются по улице Гришина, здесь большая промышленная машина немецкого производства для чистки ковровых изделий.

Пухо-перьевые изделия обрабатываются на Гришина и на проспекте Пушкинском.

Кроме этих трех крупных приемных пунктов, у нас в Могилеве еще 8 приемных пунктов.

Практически весь город охвачен, кроме Казимировки и Соломенки: пока не можем подобрать там помещения. Поэтому в этих районах по графику работают выездные приемные пункты.

Как видите, хозяйство у нас хлопотное и объемы немалые. Мои коллеги из Витебска шутят: нам бы ваши объемы да на наши цены, мы бы горя не знали.

— Сэкондхенды хлопот не прибавляют?

— Нет, у нас свой такой магазин есть. Это сегодня довольно прибыльное дело, рентабельность хорошая — до 200 процентов доходит. Сэкондхенды должны были нам помочь. По санитарным требованиям каждое изделие должно проходить химчистку. Это требование существует два года. Но частники этого не делают. Договора мы заключили с частниками, но только один раз был от них заказ. Мы же всю одежду для своего магазина обрабатываем, даже отдельные изделия подкрашиваем, чтобы они имели товарный вид. Я не вижу здесь проблем. Скоро все вещи, которые привозят к нам из ближнего зарубежья, будут стоить ниже, чем сэкондхендовские. Конкуренция всегда несет выгоду потребителям.

— Нынешний год в стране объявлен Годом малой родины. Что бы вы хотели сделать для своей малой родины?

— Я родился в Хотимске. И мы уже начали делать здесь хорошее дело. К сожалению, райкомбинаты отошли от обслуживания населения на селе. У нас с 13 райбыткомбинатами заключены договора на обработку изделий. Раньше они принимали от населения, привозили к нам, мы обрабатывали, брали плату. Это было выгодно сельчанам, ведь в Могилев с одной-двумя вещами не наездишься из Глуска. Хотя из Чаус, Быхова, Белынич у нас клиентов много. Так вот, мы нашли частника в Костюковичах, который в том числе и мою малую родину обслуживает теперь. Это сегодня не выгодно госпредприятию, а вот частнику выгодно, и они приходят на село, обслуживая весь восточный куст области.

— Какие задачи ставите на текущий год?

— Задачи для нас уже поставлены — это те показатели, которые довела до нас область. Приоритетом остается финансовая прочность, ведь от этого будет зависеть, как будет развиваться предприятие. Главное сохранить коллектив, тот костяк, который есть на сегодняшний день. В плане модернизации мы опередили события, заложив основу этому в 2017 году. Недавно республиканский конкурс профмастерства принимали у себя, и отзывы от республики получили хорошие. Есть что показать специалистам со всей страны. Следим за новыми тенденциями. Все услуги, которые есть в республике, есть и в Могилеве.

В эти дни в Минске проходит специализированная выставка с серьезным составом участников, представлены и мы. Стараемся выезжать в Минск, Москву, Киев, чтобы знать, чем живет мир.

Хозяйственная работа мне всегда нравилась, потому что знаешь, что от твоей работы зависит результат, как будет выглядеть предприятие, как ты будешь выглядеть на уровне других. После десяти лет чиновничьей службы в работу окунулся, как в омут, с головой.

Я благодарен, что город оценил наш труд и заслуги. Мы Стараемся держать марку. По итогам работы за 2017 год предприятие было занесено на областную и республиканскую Доски почета. А все начинается с города. Как бы тяжело ни складывался городской бюджет, город находит возможность рассчитываться с нами. Для нас это очень большая поддержка.

Василий ДУБРОВИН