В гостях у сказочника

Бондарчик, Виктория. В гостях у сказочника : [детский писатель из Могилева А. Климов] / Виктория Бондарчик // Беларускі час. — 2018. — 9 февраля. — С. 18.  

Детского писателя из Могилева Александра Климова называют местным Пушкиным. Подоб­но творениям его гениального тезки, рифмованные произ­ведения могилевчанина напо­минают народные сказания, в которых зло в борьбе с добром всегда обречено, а любовь, как и в реальности, творит чудеса. Только вот большинство вол­шебных историй дяди Саши так или иначе связаны с родным Могилевским краем…

Давным-давно жил-был маль­чик, который увлекался поэзи­ей Александра Сергеевича.

Дело было на Сахалине. Лежа с папой на теплой печке, малень­кий Саша заслушивался сказка­ми. Про золотого петушка, попа и его работника Балду, рыбака и золотую рыбку, царя Салтана, богатырей и ученого кота он выучивал большие отрывки.

Настоящий подвиг для ребенка, которого сразу после появле­ния на свет признали больным и слабым. Врачи долго боролись за его жизнь — у новорожденно­го обнаружили сепсис. Вопре­ки неутешительным прогнозам малыш выжил… Но с тех пор, сколько себя помнит, приходи­лось доказывать людям, что у него «башка вместо горшка».

В начальной школе родители од­ноклассников просили учителей не сажать их детей за одну парту с «Сашкой-болваном», а уже в старших классах также возму­щенно выговаривали педагогам за несправедливо поставленные отметки. Мол, Сашке-то по сочи­нению «отлично», а моей хоро- шистке Машеньке — «трояк»!

Одинокий и молчаливый Кли­мов смущенно улыбался, пока недовольные взрослые зачи­тывали вслух его поэму на за­данную тему. За урок парень умудрялся написать складную и грамотную историю в стихах так, что не стыдно было опубли­ковать в прессе.

Днепровские чудеса

Казалось, весь мир настроен против. Друзей не было: ровес­ники лишь злобно подшучивали над творчеством странного пар­ня. Родные, привыкшие опекать «непутевого Сашку», тоже не признавали его сочинительский талант. И даже мама, хоть и запи­сывала стихотворные экспромты своего ребенка, увы, не видела в нем писательской искры.

Климов потух: перестал зани­маться этим «несерьезным де­лом», окончил кулинарное учи­лище и добросовестно продавал на улице беляши. Позже работал шеф-поваром в следственном изоляторе и, скорее всего, от скуки окончил бухгалтерскую школу с красным дипломом…

Все бы и далее продолжалось как-то не так, если бы не новая должность. Усидчивая и наблю­дательная профессия вахтера в средней школе в шумной ком­пании детей вновь вдохновила на творчество. Александр достал старый блокнот и принялся за «Сказку о любви». С нее и нача­лась новая страница жизни.

Одна за одной рождались сказ­ки: об уральском изумруде и новогодней принцессе, о русал­ках и охотниках, о кладах, тай­нах и днепровских чудесах… А как только набралось на сбор­ник — подоспела и спонсорская помощь. Первую книгу, как и все остальные, детскому писа­телю помогли издать крупней­шие предприятия Могилевской области. Тираж — две тысячи экземпляров. У Могилевского самородка, как назвали сказоч­ника в столичном издательстве «Юность», появилась своя благо­дарная читательская аудитория. И милое прозвище — добрый ска­зочник дядя Саша.

Лети, сказка, по свету

Нынче каждое детское представ­ление в Могилевских театрах трудно представить без дяди Саши. Перед спектаклем к нему выстраивается очередь желаю­щих купить сказочные сборники.

Климов давно определил, в чем феномен его сказок: люди уста­ ли от проблем, перестали верить в чудеса. Посему плохие концов­ки, наверное, более оригиналь­ны и поучительны, но у автора рука не поднимается из двух ва­риантов возможной правды вы­брать мрачный. И пусть в начале у героев его сказок судьбы не складываются — в финале жизнь налаживается.

Создание сказки не зависит от времени суток или настроения автора. Единственное условие — ощущение себя в природе. Ког­да на землю хлопьями ложится пушистый снег или за окном льет дождь, сказочнику будто кто-то на ухо нашептывает вол­шебный сюжет. Только успевай записывать.

Более 10 тысяч книг Климова разошлись по миру. О соседней России и говорить не приходит­ся, на обложке своих сборников он часто размашисто выводит: «Из Могилева в Москву!» или «Из Могилева в Казань!» Нашего Александра и читают, и уважают по всему миру. Летят Могилев­ские сказки в Америку, Герма­нию, Финляндию, Эстонию, Из­раиль и всюду находят интерес и понимание.

Виктории БОНДАРЧИК