Путь к успеху : как из небольшого предприятия создать «Махину»

Александров, Г. Путь к успеху : как из небольшого предприятия создать «Махину» / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2018. — 26 июля. — С. 13. 

Что за штука такая — геотекстиль? Не зря говорят, что новое — это хорошо забытое старое. В Карелии строили участок трассы «Сортавала» и извлекли старую дорожную одежду древнего шведского королевского пути, построенного в XVI веке. Среди слоев глины археологи, к своему удивлению,обнаружили хорошо сохранившиеся переплетенные между собой можжевеловые ветки. Оказывается, древние строители использовали их для армирования дорожного полотна. Сегодня для этого применяются прочные полимеры — так называемые геосинтетики (гео — связанное с землей) вроде полиэфирных нитей. Использование геосетки в дорожном строительстве позволяет, во-первых, равномерно распределить нагрузку по всему полотну — дорога изнашивается медленнее, меньше появляется выбоин, трещин, ям и колеи. Во-вторых, она разделяет основание и щебневую подушку: щебень не погружается в песок, прочно фиксируется в ячеистой конструкции без риска смещения. В результате не разрушается основание дороги, полотно получает дополнительную прочность. По оценкам специалистов, срок его службы увеличивается на 25—30%. В старом шведском королевстве были грунтовые дороги, скажете вы? В современной Беларуси начали использовать геотекстиль и при строительстве лесных дорог. После больших дождей такая дорога становится своеобразным мостом, не размывается (благодаря тому, что геотекстиль свободно пропускает воду) и сохраняется в рабочем состоянии.

Сегодня все первоклассные автомагистрали в Беларуси строятся с подложкой из геосетки, выпускаемой в Могилеве. Когда я спрашивал у руководителей ООО, почему они назвали предприятие «Махиной», мне так и сказали: надеялись, что оно будет успешно развиваться и превратится в большое, серьезное и солидное предприятие. Что ж, сегодня «Махина-ТСТ» выпускает около 2 миллионов квадратных метров (только представьте!) технического текстиля в месяц. По результатам работы в 2017 году предприятие стало лауреатом Национального конкурса «Предприниматель года» в номинации «Стабильный успех».

«А не замахнуться ли нам на производство», —• решила почти 10 лет назад группа инициативных товарищей. Идея выпускать и реализовывать технический текстиль для тентов и баннеров, на которые всегда стабильный спрос, объединила Владимира Семенова — руководителя с огромным практическим опытом, богатыми знаниями и развитой интуицией, Юрия Мильто, имевшего за плечами несколько реализованных бизнес-проектов, Андрея Шейденкова — талантливого инженера и Анну Недвецкую — высококвалифицированного экономиста и финансового аналитика. Говорят, что бизнесу надо учить. Но это бесполезно, если у человека не сформирован характер потенциального бизнесмена, когда у него нет желания сделать что-то свое, реализовать интересный замысел. Конечно, создавать с нуля производство — дорогая затея. Нужно привлечь инвестиции, закупить и установить оборудование, определиться с поставщиками сырья и найти потребителей продукции, подобрать персонал… Море обязанностей и забот!

— Мы арендовали (а потом выкупили) свободные площади на территории «Моготекса», — вспоминает замдиректора «Махины-ТСТ» по финансовым вопросам Анна Недвецкая, — закупили ткацкое, основовязальное и другое оборудование, стали выпускать основы для производства тканей и баннеров и поставлять их в Иваново — текстильную столицу России. Начинали с нескольких станков и 10 человек производственного персонала. Сегодня предприятие насчитывает свыше 100 единиц оборудования, трудится в компании 170 человек. Что привело к успеху? Прежде всего то, считаю, что мы создали команду единомышленников. Это может прозвучать банально, но все мы любим свое дело. Учредители компании по сей день — действующие сотрудники.

А это значит, что нет недостатка в инициативах, которые, собственно, и движут предпринимательство. Малое и большое, частное и государственное — любое. Обороты «Махины -ТСТ» увеличились, но росло и понимание, что с одной выпускаемой продукцией трудно выжить, тем более — в текстильной отрасли, где конкуренция просто зашкаливала.

Появилась идея выпускать геотекстиль. Исследования показали, что рынок его сбыта огромен — строительство, сельское хозяйство. Правда, создать новый, по сути, завод — дорогое удовольствие: необходимое

для производства геотекстиля оборудование выпускается только в дальнем зарубежье. Конечно, пришлось брать банковские кредиты. Но «игра стоила свеч» — продажа геоматериалов начала приносить неплохие доходы. Конкуренты, понятно, тоже не дремлют.

— Поэтому первый наш девиз: диверсификация везде и всюду, — говорит директор ООО «Махина-ТСТ» Юрий Мильто. — У нас не один поставщик сырья, материалов — их очень много, и не один потребитель — на экспорт идет около 80% продукции. Второй наш девиз: производить старые продукты с использованием новых технологий, что предполагает и новое применение изделий. К примеру, готовы выпускать текстильный материал, который можно использовать в качестве прослойки в древесных плитах. Словом, выпускаем сегодня широкий спектр армирующих материалов (георешетки, геоткани, геосетки шахтные, строительные, снегозадерживающие и многие другие) по самой современной технологии и останавливаться на этом не собираемся. Наше оборудование позволяет изготавливать изделия и с учетом индивидуальных требований заказчиков.

А посему продукцию предприятия знает уже не только множество европейских и азиатских потребителей (география поставок «Махины-ТСТ» охватывает свыше 20 стран) — она отгружается и в далекую Южную Африку, Австралию. Это страны уже не просто дальней — сверхдальней дуги. Как там узнали о могилевском производителе? А чем вообще можно привлечь внимание покупателя? В первую очередь многообразием продукции, а также оптимальным соотношением цены и качества. Учредители «Махины-ТСТ» приобрели самое современное оборудование в богатой комплектации, дабы обеспечить гибкость в ассортименте выпускаемых материалов, высокую производительность и стабильные качественные параметры. К слову, на предприятии, отметил Юрий Мильто, создана специальная лаборатория для контроля и оценки качества выпускаемых геоматериалов, а заодно (чтобы не отстать от жизни) — продукции конкурентов. В общем, «дипломатам» «Махины-ТСТ» не стыдно показывать товар, который ничуть не уступает зарубежным аналогам, на международных выставках, ярмарках и конференциях. Только в ближайшие полгода предприятие планирует участвовать в 8 подобных мероприятиях — в Южной Корее, США, Египте, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах… Чем могилевская продукция приглянулась тем же австралийцам, когда, как известно, «за морем телушка — полушка, да рубль — перевоз»? Предприятие не только готово произвести продукцию с нужными для заказчика характеристиками (с учетом климата, конкретных условий), но и с выездом специалистов на место проконсультировать потребителя о том, как правильно применить материал.

— Для этого у нас создан отдел по технической поддержке, — рассказывает коммерческий директор ООО «Махина-ТСТ» Алексей Петухов, — специалисты которого постоянно выезжают в командировки. Недавно, например, консультировали заказчиков в Казахстане. Нужно было укрепить с помощью наших геоматериалов дорогу на руднике — тяжело груженные БелАЗы увязали в грунте. Требовалось исключить провалы почвы, улучшить дренаж. В зависимости от проблемы принимается техническое решение, выбираются материалы с определенными свойствами и технологиями укладки.

Так что клиент выбирает не только товар, но и уверенность, что все затраты окупятся сторицей. Поскольку деятельность любого предприятия, включая программы обновления производства, финансирования, определяется потребительским спросом, то на развитие маркетинга на «Махине-ТСТ» денег не жалеют. На работу в эту службу подбирают экономистов со знанием иностранных языков. «Мой совет будущим менеджерам и маркетологам, — сказал Алексей Петухов. — Хотите сделать карьеру, интенсивно занимайтесь иностранным языком. Чтобы владеть им свободно, надо побольше путешествовать и не бояться разговаривать на нем».

Именно дорожные предприятия и фирмы (магистрали постоянно строятся и ремонтируются в любой стране) основные заказчики продукции предприятия. В частности, выпускаемые им геоматериалы использовались при капремонте участков автодороги федерального значения «Каспий» в России. Отличительная особенность тамошнего климата — сильные ветры, которые выдувают частицы грунта с откосов дорог. Применение геоматериапа (корни проросших растений переплетаются с его волокнами, и в результате создается противоэрозийная система) позволило решить эту проблему.

— Ведется постоянное наблюдение и за состоянием асфальтобетонных покрытий Могилевских улиц, при ремонте которых использовались геосетки различных типов, — отметил Алексей Петухов. — По его результатам будут разработаны рекомендации для проектных и строительных организаций. Ну, а в строительстве дорог применение геотекстиля уже стало нормой. Наши материалы использовались, например, при реконструкции минского стадиона «Динамо», который только что вошел в строй, сейчас ими армируются несущие слои основания строящейся второй взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта, автомагистрали Минск—Гродно.

А вообще, подчеркнули руководители предприятия, успех компании определяется не столько цифрами, сколько людьми. И потому не скупятся на инвестиции в человеческий капитал, всячески стимулируя повышение профессионализма работников. В итоге каждый из них чувствует сопричастность делу, в коллективе создается почва для рождения новых идей. И для новых успехов.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.