Шанс для трудных

Старовойтова, Э. Шанс для трудных : [Могилевской государственное спецучилище закрытого типа № 2] / Эльвира Старовойтова // СБ. Беларусь сегодня. 1 2018. — 20 сентября. — С. 7.

Как перевоспитывают оступившихся подростков в Могилевском государственном спецучилище закрытого типа № 2

Могилевское государственное спецучилище закрытого типа № 2 опять на слуху. В очередной раз из него убежали воспитанники. На днях ребята нашлись. Однако их побег снова породил досужие разговоры и вопросы о том, что же происходит там — за высоким забором? В каких условиях живут и перевоспитываются трудные подростки? Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Да и директор спецучреждения Виталий Лебедев был не против: «У нас секретов нет. Приезжайте!»

…То, что это не совсем обычное учебное заведение, видно по четырехметровому забору и проходной. А за ними — вполне себе обыкновенный учебный городок с необходимой инфраструктурой, аккуратными лужайками и ухоженными дорожками. Перевоспитываются здесь 14–18–летние правонарушители со всей страны. В основном это попавшиеся с поличным воришки, несовершеннолетние, задержанные при распитии алкогольных напитков, мелкие хулиганы и беглецы из дома. Ребята здесь перемещаются свободно, но, как и в любом учебном заведении, подчиняются правилам внутреннего распорядка.

Вот и сейчас ровно в 8.00 — сразу после завтрака — ежедневное построение. 68 воспитанников слушают план мероприятий на день, который озвучивает директор. А затем отправляются в учебно–производственный корпус. Здесь они осваивают одну из выбранных профессий. Две основные — по деревообработке. В то же время в течение пяти месяцев подростки могут получить знания по специальностям штукатур, каменщик и плиточник–облицовщик.

Заместитель директора по учебно–производственной работе Дмитрий Ларионов, полтора десятка лет отдавший работе с подростками, объясняет:

— Все направления востребованы на рынке рабочих специальностей. Кроме того, у ребят есть возможность заработать: периодически к нам поступают заказы от детских садов и других учреждений. Наши воспитанники изготавливают табуреты, шкафчики, наборы мебели. Мастер, учитывая коэффициент трудового участия, распределяет заработанное. Деньги поступают на счета учащихся. И они могут потратить их на свои нужды. Таким образом, есть стимул и мотивация учиться и применять знания на практике.

Педагог Антон Яковицкий изучил за почти два десятка лет работы здесь психологические особенности попадающих сюда подростков:

— Мы стараемся перевоспитать каждого. Авансом похвалить. Показать еще раз. Но надо понимать, что у нас не институт благородных юношей и не санаторий «Солнышко». Подростки нарушили закон. Мы сделали упор на трудовое обучение. И радует, что большинство ребят спустя несколько месяцев пребывания понимают — то, чему их учат, может пригодиться в будущем.

После производственного обучения — обед. Питание у подростков четырехразовое. На каждого воспитанника ежедневно выделяется по восемь рублей. Во второй половине дня те, кто еще не окончил школу, переодеваются и идут на учебу. У всех аккуратно выглаженные рубашки и костюм.

Полгода назад спецучилище возглавил новый директор Виталий Лебедев. Опыта работы с детьми и подростками ему не занимать — практически два десятка лет отдано педагогической деятельности. Придя сюда, совместно с коллективом разработал систему поощрения и наказания. Учитывается буквально все: трудолюбие и хорошая работа на производстве, соблюдение дисциплины, добросовестная учеба, активная позиция и помощь воспитателю.

Виталий Николаевич доволен тем, что за лето практически все подростки заработали поощрения:

— Изначально решил пойти по пути максимальной социализации ребят. Для этого постоянно возили детей то на ледовую арену в Могилев или Шклов, то в «Олимпиец» поддержать команды, то на футбольные и хоккейные матчи. Летом подростки ездили на раскопки и вместе со студентами жили в палаточном городке. А лучшие воспитанники впервые прыгали с парашютом, ходили в поход и сплавлялись на байдарках. Об этом, кстати, на YouTube можно посмотреть видео.

Были среди них и трое удравших в последний день каникул из летнего лагеря при монастыре в Пустынках. «Зачем?» — спросил директор у вернувшихся беглецов. «Свободы захотелось, простите», — вот и весь ответ…

Систему работы Виталий Николаевич менять не собирается. Говорит, что только словом, делом и поощрением можно перевоспитать ребят:

— У поступающих к нам подростков совершенно другая система ценностей. Они не дорожат тем, что имеют, не доверяют людям, обижены, недолюблены и считают, что все им должны. Многие утратили чувство благодарности, в чем–то разочаровались и не хотят перестраиваться. Им сложно вернуться в позитивное русло и поверить заново. Но мы должны приложить все усилия для того, чтобы их вновь вернуть к нормальной жизни.

О своем прошлом воспитанники стараются не вспоминать. Понимают, что оступились, нарушили закон, но все как один уверяют: не хотели, раскаиваются. И правда, их истории подталкивают взрослых лишний раз задуматься о банальной истине: многое, если не все, идет из семьи. Вот посудите сами: стал бы пятнадцатилетний Алексей красть гоночный автомобиль для картинга, если бы родители в свое время отдали его в соответствующую секцию? Владимир, попавший сюда за хулиганство и пьянство, сейчас танцует и поет, побеждает в различных конкурсах, собирается получить высшее образование, стать агрономом. В свое время мальчик учился в музыкальной школе игре на баяне. Но бросил из–за того, что учитель уехал. А к другому идти не захотел. Свободное время и лишняя энергия вылились на улицу…

Семнадцатилетний Алексей из Минска признается, что попал сюда по глупости. Учился в гимназии, ходил на танцы и в музыкальную школу… Но подружился с компанией парней, которые подбили его залезть в чужой дом и опустошить холодильник. В итоге — «кража с группой лиц».

— Один косяк — и вот я здесь, — грустно вздыхает Алексей. — Теперь есть время подумать, почитать книги, получить профессию. Когда не ценишь, что есть — получаешь «альтернативное» обучение. Это место дает понять, что действительно важно и нужно в жизни.

Похожие истории у многих ребят. Размышляя о том, как дети становятся правонарушителями, психолог спецучилища Анастасия Борель констатирует, что большая часть воспитанников — из неполных либо неблагополучных семей, хотя сегодня такой фактор, как благополучие семьи, очень относителен:

— Если родители в полной семье не имеют авторитета перед детьми, не могут их воспитать, ребятам не с кого брать пример. Они идут на улицу и там, попадая под влияние других компаний, берут пример со сверстников. Поэтому родителям главное — не терять контакт со своим ребенком. В подростковом возрасте жестокость проявляется сплошь и рядом: у многих воспитанников не развиты чувства эмпатии и сострадания.

— У каждого, кто попадает сюда, есть шанс исправиться, — оптимистичен директор. — Главное, чтобы подросток, возвращаясь в привычный мир, был способен доказать, прежде всего себе, что изменился.

Фото Андрея САЗОНОВА.

384ce18cbbfad8a42e68b8e58ac47dbf 683aab708c86ade51adc6d671be1c808 4894b731f73174a229a09660d28c5fc5 e3aa2c8fc0cd14525ea0f5e42d3b893d