Кисляк, О. Кисти первой величины : в Могилев привезли полотна, ни разу не покидавшие стен Третьяковской галереи / Ольга Кисляк // СБ. Беларусь сегодня. — 2018. — 18 октября. — С. III. — Союз. Беларусь-Россия.
Философское полотно «Над вечным покоем» Левитана, «Февральская лазурь» Грабаря, живописная «Красная комната» Жуковского… В музее Бялыницкого-Бирули в Могилеве впервые представлено 20 шедевров мировой живописи из фондов Третьяковской галереи и Национального художественного музея Беларуси. Как отметил на открытии совместного проекта «Бялыницкий-Бируля и художники его круга» Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, нельзя недооценивать роль культуры в межгосударственных взаимоотношениях:
— Я был в Тверской области, на «Чайке» — даче Бялыницкого-Бирули — художника, творчество которого связало два наших братских народа неразрывной нитью. Теперь вот присутствую на открытии его музея в Могилеве. Развитие региональных кунсткамер трудно переоценить. Они — обязательный элемент культуры. Если нет места, где можно познакомиться с историей, биографией известных земляков, город, по сути, становится мертвым. Музей в Могилеве, уверен, станет центром музейной деятельности двух стран — Беларуси и России.
Музей Бялыницкого-Бирули в бывшем доме купцов Оношко разместился в 1982 году. В 2013-м был закрыт. И вот после масштабной пятилетней реконструкции, на которую потратили 1,5 миллиона долларов, обрел новую жизнь. Сегодня тут выставлены полотна, до этого ни разу не покидавшие стен Третьяковки. Одно из них — раннее произведение Бялыницкого-Бирули «Из окрестностей Пятигорска», которое в 1892 году купил для своей коллекции Павел Третьяков, крайне редко обращавший внимание на студенческие работы. Впервые уехала из «Третьяковки» и картина «Над вечным покоем», написанная Левитаном на даче «Чайка» Бялыницкого-Бирули в Тверской области. «Чайка», где Витольд Каэтанович прожил более 50 лет, была центром притяжения мастеров искусства: в гости к «белорусскому Левитану» приезжали Коровин, Грабарь, Моравов.
Как отметила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, на выставке в Могилеве и собраны произведения мастеров, с которыми Витольд Каэтанович дружил и вместе творил.
Заведующая музеем Бялыницкого-Бирули Светлана Строгина говорит, что эта традиция творчески развивается и в наши дни:
— С российскими коллегами мы дружны давно, вместе проводим международный пленэр «Образ Родины в изобразительном искусстве». Он стартовал в 1995 году — в память о нашем великом земляке. В 2017-м, к 145-летию со дня рождения Витольда Каэтановича, мы снова обратились к его творчеству. Мастера кисти из разных стран проехали по его родным местам, где написали полотна, впоследствии занявшие достойное место в музейных коллекциях.
В местечке Крынки около Белыничей, где родился пейзажист, в дни форума побывали директора региональных музеев Беларуси и России. В их числе — руководитель Центра культуры и искусства «Дача «Чайка» Елена Тимакова:
— Впервые я приехала на Могилевщину в 2017-м, а сегодня вижу, как много изменилось за год. В Могилеве после реставрации открыт музей Витольда Каэтановича, теплые впечатления у нас от Крынок, от Белыничского художественного музея. В «Чайке» в прошлом году мы к 145-летию Бялыницкого-Бирули проводили детский пленэр. Есть идея сделать его международным, закольцевать маршрут: Могилев — Удомля — академическая дача Репина — Михайловское — музей-усадьба Репина «Здравнево» под Витебском. А еще — организовать аналогичный взрослый пленэр.
Ольга КИСЛЯК