Игорь Николаев: Все хорошее повторится!

Минченко, П. Игорь Николаев: Все хорошее повторится! / Павел Минченко // Союз. Беларусь-Россия. — 2009. — 15 октября. — С. 2.

На «Золотом шлягере» вспоминали старые добрые песни

ВСЕ, кто пришел на концерты Международного музыкального фестиваля «Золотой шлягер в Могилеве», имели уникальную возможность почувствовать себя моложе лет на 20—30. Своего рода «машиной времени» стали любимые песни, звучавшие десятилетия назад.

На просторах бывшего Союза «Золотой шлягер» стал пионером возвращения к песенному наследию. И на нынешнем фестивале зрителям скучать не пришлось. Еще долго будут вспоминать в городе концерт Государственного симфонического оркестра России «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. В очередной раз покорили зрителей группа «Любэ», вокально-инструментальные ансамбли «Самоцветы», «Синяя птица», «Белорусские Песняры», Сосо Павлиашвили, Игорь Николаев, Анне Вески…

Для журналистов фестиваль — не только возможность познакомиться с именитыми исполнителями, но и порой открыть кого-то с неожиданной для себя стороны. Таким «открытием» для корреспондента «СОЮЗа» стал популярный певец и композитор Игорь Николаев. Заслуженный артист России приехал в Могилев из Лос-Анджелеса.

— Чем вы сейчас занимаетесь в Штатах?

— Работаю в кинематографе.  Надо сказать, небезуспешно. Могу похвастаться: стал первым российским композитором, который получил первую премию за музыку к кино. Премия стала своего рода толчком — сейчас идут переговоры о моем участии еще в одном проекте. Но пока все окончательно не решено, о каких-либо подробностях предпочту промолчать.

— Что вы можете сказать о фестивале «Золотой шлягер»?

— Это здорово, что он есть. Ведь поколение, которое лет 25—30 назад лишь вступало в самостоятельную жизнь, теперь в расцвете сил. Но им не хватает той музыки, что была десятилетия назад. А «Шлягер» ее как бы возвращает. Плюс ко всему песни прошлых лет были сделаны действительно качественно. И  поныне звучат круто.

— Вы написали множество шлягеров. Какой самый любимый?

— Не знаю, назовите сами. В многодетной семье сказать, что кто-то из детей самый любимый — нечестно по отношению к другим. Так и с песнями… Единственное, больше люблю, наверное, те, что не стали хитами. Душу вкладывал, а они не «выстрелили»… И вообще, честно говоря, не понимаю, как моим песням удалось выдержать испытание временем. 25 лет назад было написано «Комарово», «Двум звездам» — 24 года. Они не звучат в ротациях радио или телевидения. Но люди их поют — в том числе и молодежь. Откуда знают слова, музыку? Для меня загадка.

— Когда талантливой молодежи было проще прорваться на эстраду, сейчас либо четверть века назад?

— Раньше существовали худсоветы, через «сито» которых якобы трудно было пройти. Но тогда все было честнее — в комиссии сидели профессионалы: композиторы, поэты, музыканты. Сейчас происходит то же самое, но в более грубой, циничной форме. Основное — деньги. Какой бы распрекрасной ни была принесенная песня, тебя могут снисходительно похлопать по плечу: «Старичок, это неформат». И все… В каждом времени есть свои плюсы и минусы.

— Так вы «за» худсоветы или «против»?

— За то, чтобы они были. Когда в них заседают уважаемые люди, от которых можно получить не только отказ, но и совет. Помню, как волновался, когда сдавал песню «Расскажите, птицы». Фонограммы не было. Стою перед комиссией и объясняю: «Сейчас буду петь я, но вы должны представить, что это — Пугачева. А вместо рояля постарайтесь услышать симфонический оркестр». Спел и четыре часа сидел в коридоре, дожидаясь вердикта. Потом из кабинета выходит человек и говорит: «Песню утвердили, но просят, чтобы ты спел еще раз». Перед худсоветом предстал уже как победитель. А вы думаете, в Америке по-другому? Весь тамошний шоу-бизнес построен именно на художественных советах — правда, называются они по-другому и никакой идеологической подоплеки не несут. Собрание профессионалов просто решает: выделить исполнителю, например, миллион долларов на запись фонограммы или демонстрационного ролика, или нет.

— Свою первую песню вы предложили Пугачевой. Почему именно ей?

— А никому другому и не мог: я работал у Аллы Борисовны. В ее коллектив пришел в 1979-м, а первая песня появилась спустя 4 года. До этого я занимался аранжировками. В 1980 году, незадолго до смерти Владимира Высоцкого, взялся за обработку его «Беды». Там было много запевов, но ни одного припева — музыкальный материал однообразный: песня звучала лишь за счет актерского мастерства. Придумал тему — Алла Пугачева на сцене рассказывает про беду, а во время проигрыша как бы идет по тонкому льду. Это впоследствии зрителей завораживало. На генеральную репетицию пришел Владимир Семенович — тогда видел его первый и, увы, последний раз. Послушал песню, а потом Алла подвела меня к Высоцкому: «Вот этот мальчик делал аранжировку». В ответ я услышал: «Спасибо, очень хорошо. Мне понравилось». Премьера состоялась в день смерти великого барда. Но говорить об этом было нельзя — шла Олимпиада, и людям положено было радоваться. Но мы все равно почтили память Владимира Высоцкого. После песни весь зал застыл в тишине…

— Вы живете в Америке. А там востребованы российские исполнители?

— Даже очень. В свое время мы с Наташей Королевой собирали аншлаги в «Ковент-Гардене». Помню, в конце 80-х вместе с Игорем Крутым и Евгением Леоновым накануне Нового года работали по ресторанам. Проехали городов 40, прибыли в Лос-Анджелес. Сидим за кулисами, скоро уже 12 ночи, я и говорю: «Давайте отметим праздник». И вдруг нам на ящик от «Абсолюта» ставят бутылку водки, пластмассовые стаканчики и маринованные огурцы. Меня это возмутило. Говорю хозяину: перед вами народный артист СССР Евгений Павлович Леонов — давайте шампанское. В ответ слышу: «Что за пререкания? Ваше дело работать». Тогда выглядываю за занавес: в зале публика во фраках, в мехах да брильянтах. Увидели меня — кричат: «О, Игорь Николаев!» «Наверное, много за билеты заплатили, — говорю собравшимся, — а у хозяина ресторана не нашлось бутылки шампанского для любимца публики, величайшего актера». В ответ — гробовая тишина. И буквально через секунды за кулисы врывается старший администратор, за которым бегут четыре официанта, несущие стол, уставленный всевозможными яствами. Спрашиваю: неужели нельзя было и без моего незапланированного «выступления» проявить уважение к артисту?..

— Вы часто выступаете в Беларуси. С каким настроением сюда приезжаете?

— С прекрасным. Мне нравится бывать там — все здесь хорошо, по-простому. Я душой просто отдыхаю в Беларуси.

— Ваше пожелание читателям «СОЮЗа»…

— Никогда не надо грустить о прошедшем. Все в жизни циклично. Значит, то, что было хорошее, обязательно повторится. Но только еще ярче, круче. В это надо просто верить. Если что-то попросить у Бога, то обязательно получишь. Делайте это часто и уверенно: и все будет просто здорово!