Могилевский автопарк №1 : различные направления деятельности с одной целью

Михеев, Б. Могилевский автопарк №1 : различные направления деятельности с одной целью / Борис Михеев // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 5 апреля. — С. 8-9.

Каждый из нас, находясь в качестве пассажира общественного транспорта, не всегда задумывается’ о том, сколько специалистов приложило сил и времени для того, чтобы автобус вовремя выехал на маршрут для нашей своевременной и безопасной доставки к цели назначения.

Ранним утром и поздним вечером, в праздники и будни водители Могилевского филиала «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевоблавтотранс» за­нимаются перевозкой пассажиров и различных грузов не только в пределах города, области, республики, но и за пределами Беларуси. Кроме этого организация занимается целым рядом других направлений деятельности, цель которых сводится к одному — стремлению наиболее полного удов­летворения требований клиента, предоставлению благоприятных условий выполнения заказа по привлекательным расценкам.

Вот об этом мы и расскажем чуть подробнее.

Начало

Старт становлению и развитию общественного автобусного движения в областном центре был дан 11 декабря 1924 года с организации Могилёвской конторы Белавтопромторга. И уже в начале 1925 года два автобуса осуществляли регулярные пассажирские перевозки по маршруту «Станция Мо­гилев — Вал». Руководство товарищества «Белавтопромторг» отмечало, что могилевский гараж «примерный во всей Беларуси как в смысле сохранности, так и добросовестного отношения к производству».

История сохранила имена первых работников гаража, стоявших у истоков организации перевозок. Это водите­ли С.Н.Бондаренко, А.И.Филиппович, А.И.Липский, а также кондукто­ры Я.Н.Бондаренко, Я.И.Патрусов, И.И.Верещако.

В 1930 году акционерные товарище­ства «Белавтопромторг» и «Транспорт», которые занимались приемкой, до­ставкой и передачей грузов, были объединены во всесоюзное объединение «Союзтранс». К тому времени Могилев-ская контора «Союзтранс» имела для перевозок в городе 10 автобусов марки ГАЗ-03, ЗИС-8. Строительство в Моги­леве завода искусственного волокна, других промышленных предприятий, сопутствующим ростом населения, появлением городских микрорайонов требовало дальнейшего развития ин­фраструктуры города, в том числе и пассажирского транспорта.

В 1938 году конторы «Союзтранса» в связи с образованием областей были преобразованы в «Облтрансы». Производственная база могилёвской транспортной конто­ры находилась тогда на ул. Березовской. Сначала на ее тер­ритории было одно кирпичное здание с осмотровой канавой и деревянный сарай. 

В том же году в Могилев направ­лены первые два автобуса новей­шей конструкции ЗИС-16, и автобус­ный парк насчиты­вал 34 единицы подвижного состава.

Развитие общественного транспорта было нарушено Великой Отечественной войной, оккупацией города. Но практически сразу после освобож­дения (28 июня 1944 года) Могилева от немецко-фашистских захватчиков работа городского транспорта начала восстанавливаться.

До марта 1945 года организация на­зывалась Могилёвской автоэксплуатационной базой, а затем — Могилёвской автотранспортной конторой (АТК) №1. В эксплуатации находились трофейные автобусы марки «Шевроле», «Опель-Блиц»», «Хейпшель», открыты первые послевоенные маршруты «Вокзал-го­род», «Луполовский мост — Шелковая фабрика». Постепенно автотранспорт­ная отрасль обновлялась: парк по­полнился новыми комфортабельными автобусами, что позволило в 1950 году расширить автобусное движение до девяти маршрутов. Городские автобусы курсировали уже до мясокомбината, Любужа, Буйнич, локомобильного заво­да. Также действовали и пригородные маршруты.

В 1954 году произошло разделе­ние автотранспортной конторы №1 на грузовую и пассажирскую, так как городское автобусное хозяйство насчитывало уже 42 автобуса. Через шесть лет пассажирская АТК преобразована в Могилевский автобусный парк, который является правопреемником довоенных и послевоенных транспортных предпри­ятий города.

В 1961 году было завершено стро­ительство автобусного парка. В 1972 году автобусный парк стал называться Могилёвской автоколонной № 2446, в 1987 году — Могилевский автобусный парк №1, с 2000 года — республиканское унитарное дочернее Могилевское автотранспортное предприятие «Авто­бусный парк №1». С 19 февраля 2009 года предприятие преобразовано в Могилевский филиал «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевоблавтотранс».

День нынешний

— Сегодня автобусный парк №1 яв­ляется крупнейшим автотранспортным предприятием на Могилевщине, — от­мечает директор предприятия Виктор Лазаренко. — В его состав входят Участок Мстиславль и Участок №22 с общей численностью работающих свы­ше 1,2 тыс. человек. Автобусный парк имеет в своем распоряжении порядка 266 автобусов различной вместимости и комфортности, 120 единиц грузовых автомашин, в том числе длинномерных.

К словам Виктора Владимировича необходимо добавить, что грузовым автопарком осуществляются внутри­городские, междугородные и международные грузовые перевозки, а также перевозки сборных и негабаритных грузов, сыпучих материалов. Ежеме­сячно предприятием осуществляется доставка десятков тонн разнообразных грузов в различные точки Евразийского континента.

Объемы пассажирских перевозок -не менее внушительны. Как отметил заместитель директора предприятия по пассажирским перевозкам Владимир Савченко, сегодня организованы 45 городских, 53 пригородные (на расстоянии до 50 км от областного центра), 9 междугородных, а также 2 международных автобусных маршрута, соединяющих Могилев с Москвой и Смоленском.

Общий ежемесячный пробег транс­порта — в среднем свыше 1,2 млн. км (что в 30 раз (!) превышает длину земного экватора — авт.). В том чис­ле на городских маршрутах автобусы «наматывают» в месяц 935 тыс. км, на пригородных — 145 тыс. км, на междугородных — 84 тыс. км, на международных — 54 тыс. км.

За этот же период в салонах город­ских автобусов перевозится в среднем свыше 6,1 млн. человек (что составляет около 65% населения нашей республи­ки и более чем в 16 раз превышает численность жителей Могилева — авт.).  Всего же на пригородных, международных автобусных маршрутах ежемесячно перевозится в среднем почти 103,4 тыс. пассажиров.

За этими цифрами стоит ежеднев­ный кропотливый труд всего коллектива автобусного парка. Особенно нелегок хлеб у водителей и кондукторов, ведь последний автобус заезжает в парк после часа ночи, а первый — выезжает на маршрут в четыре часа утра. И такое расписание не меняется ни в будни, ни в праздничные дни. А в новогоднюю ночь, на праздник Купалье транспортники работают практически круглые сутки. А попробуйте побыть целую смену за рулем в условиях напряженного городского движения или обилетить пассажиров, от­дельные из которых норовят выплеснуть на тебя свое плохое настроение?

О доходах, расхо­дах и экономии

При этом необходимо от­метить, что самоокупаемость внутригородских пассажир­ских перевозок не превы­шает 82%. В связи с этим в Могилевском филиале «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевоблавтотранс» про­должают активно работать в направлении увеличения до­ходов, а значит, укрепления финансовой стабильности предприятия.

Один из путей достижения этого — увеличение пасса­жиропотока на собственных междугородных и международных ав­тобусных маршрутах. А это дело далеко не простое, ведь на рынке перевоз­чиков различных форм собственности предложений более чем достаточно. Поэтому в целях привлечения большего числа пассажиров автопарк предпри­нимает определенные шаги, чтобы заинтересовать потенциального пас­сажира и расширить свою рыночную нишу. Например, с конца прошлого года поездка из Могилева до Минска в автобусах автопарка обойдется всего 60 тыс. рублей. Такой предельно низкой стоимости билетов нет ни у кого из кон­курентов. При этом для удобства пас­сажиров как в областном центре, так и в столице посадка-высадка осущестляется на городских остановочных пунктах по пути следования. Для этого стоит только заказать билет, предупре­дить диспетчера о наиболее удобной вам остановке для посадки и получить время появления там нужного автобуса. Все это можно сделать по телефонам: 46-06-50; 8029-846-64-40 (МТС); 8029-105-51-98 (Velcom). Подобная ценовая политика проводится и на по­ездки по международным маршрутам.

Еще одно преимущество автопарка здесь — гарантированная безопасность пассажиров в пути следования, что, как известно, всегда было дороже денег. Во-первых, автобус в рейс выходит по­сле тщательного технического осмотра и за этим следят строго. Во-вторых, для работы водители на предприятии в общем, и на дальние рейсы в частности отбираются из числа наиболее опыт­ных и квалифицированных. Прибавьте сюда комфортабельность автобусов и вы поймете преимущества поездок с автопарком.

Еще одна не менее важная сторона увеличения доходов — уменьше­ние расходной части. Здесь так­же этому уделяется достаточно большое внимание. Например, автобусы предприятия оснащены спутниковой системой навигации GPS. Посредством ее отслежива­ется скорость движения, место нахождения, время выезда, про­бег и т.д. Это дисциплинирует водителей, способствует сокра­щению так называемых непроизводственных пробегов, жалоб пассажиров, а также, исходя из данных, производится начисле­ние заработной платы, контро­лируется расход топлива и т.п.

Как заверил главный инженер предприятия Александр Булочкин, в автобусном парке собственными силами выполняются практиче­ски все виды ремонтных работ подвижного состава. Для этого имеются все условия: ремонтные боксы, необходимое оборудова­ние, квалифицированные специ­алисты. Это в определенной мере позволяет экономить время и средства. Учитывая то, что до 90% подвижного состава составляют МАЗы, продукция которого постоянно совер­шенствуется, у автопарка и столич­ного автозавода есть договоренность о проведении на постоянной основе курсов повышения квалификации для могилевских специалистов. Более того, предприятие имеет соответствующие сертификаты по оказанию ремонтных услуг и мойки автомобилей для сторон­них организаций. Что также увеличивает статью доходов.

На море не желаете?

Еще одно направление деятельности Могилевского филиала «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевоблавтотранс» — организация экскурсионных автобус­ных туров и отдыха на море.

Об этом рассказала специалист по туризму предприятия Оксана Королецкая, которая в этой сфере трудится не один год.

Так, проводятся общие и индиви­дуальные по заказам от организаций экскурсии по памятным, историческим местам Беларуси и тех стран СНГ, в которых существует безвизовый въезд. При необходимости участники экскурсий обеспечиваются проживанием и питанием. К их услугам — квалифицированные экскурсоводы, дающие исчерпывающую информацию о мест­ных достопримечательностях, комфор­табельные автобусы отечественного производства, опытные водители.

Также автопарк прочно удерживает рыночную нишу бюджетного тура-отдыха на море — по привлекательным ценам даже для очень небогатых наших соотечественников. Как правило, проживание там простое, а значит, недорогое: домики с кухней, душ и туалет — на территории. Зато рядом с морем. В связи с известными трагиче­скими событиями в Украине последнее время практиковались туры на отдых на российское побережье Азовского моря. С нынешнего сезона планируется возвращение наших отдыхающих к по­стоянным партнерам — в Херсонскую область на берег Черного моря. Путь туда короче, а значит, обойдется тури­стам дешевле.

Кто уже сегодня планирует летний отдых на море, может получить необходимую информацию по телефонам: 47-87-46 (тел/факс); 73-28-45; 8029-509-81-99 (МТС); 8029-310-30-71 (Velcom). Звоните, вам будут рады!