Михеев, Б. Могилевский автопарк №1 : различные направления деятельности с одной целью / Борис Михеев // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 5 апреля. — С. 8-9.
Каждый из нас, находясь в качестве пассажира общественного транспорта, не всегда задумывается’ о том, сколько специалистов приложило сил и времени для того, чтобы автобус вовремя выехал на маршрут для нашей своевременной и безопасной доставки к цели назначения.
Ранним утром и поздним вечером, в праздники и будни водители Могилевского филиала «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевоблавтотранс» занимаются перевозкой пассажиров и различных грузов не только в пределах города, области, республики, но и за пределами Беларуси. Кроме этого организация занимается целым рядом других направлений деятельности, цель которых сводится к одному — стремлению наиболее полного удовлетворения требований клиента, предоставлению благоприятных условий выполнения заказа по привлекательным расценкам.
Вот об этом мы и расскажем чуть подробнее.
Начало
Старт становлению и развитию общественного автобусного движения в областном центре был дан 11 декабря 1924 года с организации Могилёвской конторы Белавтопромторга. И уже в начале 1925 года два автобуса осуществляли регулярные пассажирские перевозки по маршруту «Станция Могилев — Вал». Руководство товарищества «Белавтопромторг» отмечало, что могилевский гараж «примерный во всей Беларуси как в смысле сохранности, так и добросовестного отношения к производству».
История сохранила имена первых работников гаража, стоявших у истоков организации перевозок. Это водители С.Н.Бондаренко, А.И.Филиппович, А.И.Липский, а также кондукторы Я.Н.Бондаренко, Я.И.Патрусов, И.И.Верещако.
В 1930 году акционерные товарищества «Белавтопромторг» и «Транспорт», которые занимались приемкой, доставкой и передачей грузов, были объединены во всесоюзное объединение «Союзтранс». К тому времени Могилев-ская контора «Союзтранс» имела для перевозок в городе 10 автобусов марки ГАЗ-03, ЗИС-8. Строительство в Могилеве завода искусственного волокна, других промышленных предприятий, сопутствующим ростом населения, появлением городских микрорайонов требовало дальнейшего развития инфраструктуры города, в том числе и пассажирского транспорта.
В 1938 году конторы «Союзтранса» в связи с образованием областей были преобразованы в «Облтрансы». Производственная база могилёвской транспортной конторы находилась тогда на ул. Березовской. Сначала на ее территории было одно кирпичное здание с осмотровой канавой и деревянный сарай.
В том же году в Могилев направлены первые два автобуса новейшей конструкции ЗИС-16, и автобусный парк насчитывал 34 единицы подвижного состава.
Развитие общественного транспорта было нарушено Великой Отечественной войной, оккупацией города. Но практически сразу после освобождения (28 июня 1944 года) Могилева от немецко-фашистских захватчиков работа городского транспорта начала восстанавливаться.
До марта 1945 года организация называлась Могилёвской автоэксплуатационной базой, а затем — Могилёвской автотранспортной конторой (АТК) №1. В эксплуатации находились трофейные автобусы марки «Шевроле», «Опель-Блиц»», «Хейпшель», открыты первые послевоенные маршруты «Вокзал-город», «Луполовский мост — Шелковая фабрика». Постепенно автотранспортная отрасль обновлялась: парк пополнился новыми комфортабельными автобусами, что позволило в 1950 году расширить автобусное движение до девяти маршрутов. Городские автобусы курсировали уже до мясокомбината, Любужа, Буйнич, локомобильного завода. Также действовали и пригородные маршруты.
В 1954 году произошло разделение автотранспортной конторы №1 на грузовую и пассажирскую, так как городское автобусное хозяйство насчитывало уже 42 автобуса. Через шесть лет пассажирская АТК преобразована в Могилевский автобусный парк, который является правопреемником довоенных и послевоенных транспортных предприятий города.
В 1961 году было завершено строительство автобусного парка. В 1972 году автобусный парк стал называться Могилёвской автоколонной № 2446, в 1987 году — Могилевский автобусный парк №1, с 2000 года — республиканское унитарное дочернее Могилевское автотранспортное предприятие «Автобусный парк №1». С 19 февраля 2009 года предприятие преобразовано в Могилевский филиал «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевоблавтотранс».
День нынешний
— Сегодня автобусный парк №1 является крупнейшим автотранспортным предприятием на Могилевщине, — отмечает директор предприятия Виктор Лазаренко. — В его состав входят Участок Мстиславль и Участок №22 с общей численностью работающих свыше 1,2 тыс. человек. Автобусный парк имеет в своем распоряжении порядка 266 автобусов различной вместимости и комфортности, 120 единиц грузовых автомашин, в том числе длинномерных.
К словам Виктора Владимировича необходимо добавить, что грузовым автопарком осуществляются внутригородские, междугородные и международные грузовые перевозки, а также перевозки сборных и негабаритных грузов, сыпучих материалов. Ежемесячно предприятием осуществляется доставка десятков тонн разнообразных грузов в различные точки Евразийского континента.
Объемы пассажирских перевозок -не менее внушительны. Как отметил заместитель директора предприятия по пассажирским перевозкам Владимир Савченко, сегодня организованы 45 городских, 53 пригородные (на расстоянии до 50 км от областного центра), 9 междугородных, а также 2 международных автобусных маршрута, соединяющих Могилев с Москвой и Смоленском.
Общий ежемесячный пробег транспорта — в среднем свыше 1,2 млн. км (что в 30 раз (!) превышает длину земного экватора — авт.). В том числе на городских маршрутах автобусы «наматывают» в месяц 935 тыс. км, на пригородных — 145 тыс. км, на междугородных — 84 тыс. км, на международных — 54 тыс. км.
За этот же период в салонах городских автобусов перевозится в среднем свыше 6,1 млн. человек (что составляет около 65% населения нашей республики и более чем в 16 раз превышает численность жителей Могилева — авт.). Всего же на пригородных, международных автобусных маршрутах ежемесячно перевозится в среднем почти 103,4 тыс. пассажиров.
За этими цифрами стоит ежедневный кропотливый труд всего коллектива автобусного парка. Особенно нелегок хлеб у водителей и кондукторов, ведь последний автобус заезжает в парк после часа ночи, а первый — выезжает на маршрут в четыре часа утра. И такое расписание не меняется ни в будни, ни в праздничные дни. А в новогоднюю ночь, на праздник Купалье транспортники работают практически круглые сутки. А попробуйте побыть целую смену за рулем в условиях напряженного городского движения или обилетить пассажиров, отдельные из которых норовят выплеснуть на тебя свое плохое настроение?
О доходах, расходах и экономии
При этом необходимо отметить, что самоокупаемость внутригородских пассажирских перевозок не превышает 82%. В связи с этим в Могилевском филиале «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевоблавтотранс» продолжают активно работать в направлении увеличения доходов, а значит, укрепления финансовой стабильности предприятия.
Один из путей достижения этого — увеличение пассажиропотока на собственных междугородных и международных автобусных маршрутах. А это дело далеко не простое, ведь на рынке перевозчиков различных форм собственности предложений более чем достаточно. Поэтому в целях привлечения большего числа пассажиров автопарк предпринимает определенные шаги, чтобы заинтересовать потенциального пассажира и расширить свою рыночную нишу. Например, с конца прошлого года поездка из Могилева до Минска в автобусах автопарка обойдется всего 60 тыс. рублей. Такой предельно низкой стоимости билетов нет ни у кого из конкурентов. При этом для удобства пассажиров как в областном центре, так и в столице посадка-высадка осущестляется на городских остановочных пунктах по пути следования. Для этого стоит только заказать билет, предупредить диспетчера о наиболее удобной вам остановке для посадки и получить время появления там нужного автобуса. Все это можно сделать по телефонам: 46-06-50; 8029-846-64-40 (МТС); 8029-105-51-98 (Velcom). Подобная ценовая политика проводится и на поездки по международным маршрутам.
Еще одно преимущество автопарка здесь — гарантированная безопасность пассажиров в пути следования, что, как известно, всегда было дороже денег. Во-первых, автобус в рейс выходит после тщательного технического осмотра и за этим следят строго. Во-вторых, для работы водители на предприятии в общем, и на дальние рейсы в частности отбираются из числа наиболее опытных и квалифицированных. Прибавьте сюда комфортабельность автобусов и вы поймете преимущества поездок с автопарком.
Еще одна не менее важная сторона увеличения доходов — уменьшение расходной части. Здесь также этому уделяется достаточно большое внимание. Например, автобусы предприятия оснащены спутниковой системой навигации GPS. Посредством ее отслеживается скорость движения, место нахождения, время выезда, пробег и т.д. Это дисциплинирует водителей, способствует сокращению так называемых непроизводственных пробегов, жалоб пассажиров, а также, исходя из данных, производится начисление заработной платы, контролируется расход топлива и т.п.
Как заверил главный инженер предприятия Александр Булочкин, в автобусном парке собственными силами выполняются практически все виды ремонтных работ подвижного состава. Для этого имеются все условия: ремонтные боксы, необходимое оборудование, квалифицированные специалисты. Это в определенной мере позволяет экономить время и средства. Учитывая то, что до 90% подвижного состава составляют МАЗы, продукция которого постоянно совершенствуется, у автопарка и столичного автозавода есть договоренность о проведении на постоянной основе курсов повышения квалификации для могилевских специалистов. Более того, предприятие имеет соответствующие сертификаты по оказанию ремонтных услуг и мойки автомобилей для сторонних организаций. Что также увеличивает статью доходов.
На море не желаете?
Еще одно направление деятельности Могилевского филиала «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевоблавтотранс» — организация экскурсионных автобусных туров и отдыха на море.
Об этом рассказала специалист по туризму предприятия Оксана Королецкая, которая в этой сфере трудится не один год.
Так, проводятся общие и индивидуальные по заказам от организаций экскурсии по памятным, историческим местам Беларуси и тех стран СНГ, в которых существует безвизовый въезд. При необходимости участники экскурсий обеспечиваются проживанием и питанием. К их услугам — квалифицированные экскурсоводы, дающие исчерпывающую информацию о местных достопримечательностях, комфортабельные автобусы отечественного производства, опытные водители.
Также автопарк прочно удерживает рыночную нишу бюджетного тура-отдыха на море — по привлекательным ценам даже для очень небогатых наших соотечественников. Как правило, проживание там простое, а значит, недорогое: домики с кухней, душ и туалет — на территории. Зато рядом с морем. В связи с известными трагическими событиями в Украине последнее время практиковались туры на отдых на российское побережье Азовского моря. С нынешнего сезона планируется возвращение наших отдыхающих к постоянным партнерам — в Херсонскую область на берег Черного моря. Путь туда короче, а значит, обойдется туристам дешевле.
Кто уже сегодня планирует летний отдых на море, может получить необходимую информацию по телефонам: 47-87-46 (тел/факс); 73-28-45; 8029-509-81-99 (МТС); 8029-310-30-71 (Velcom). Звоните, вам будут рады!