Так принимал ли Пушкин ванну из шампанского в Могилеве?

Тарасова, М. Так принимал ли Пушкин ванну из шампанского в Могилеве? : [беседа с ведущим научным сотрудником Могилевского областного краеведческого музея М. Тарасовой] / Марина Тарасова ; беседовала Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 3 сентября. — С. 12. 

Не раз слышала, что Могилев Александру Сергеевичу по­нравился. Это легенда?

Нет, об этом есть свиде­тельства современников по­эта. Как и фактам посещения поэтом Могилева: еще в 70-е годы прошлого века пушкини­сты установили, что поэт был в Могилеве в 1824 году вечером 7 августа (19 августа по новому стилю) и покинул город в 5 утра 8 августа. Это был второй ви­зит. Первый — в 1820 году, когда направлялся из Петербурга по службе на юг, в Кишинев. Вто­рой раз путь Пушкина лежал через Могилев спустя четыре года, когда он был отправлен в ссылку в родовое имение отца под надзор полиции.

Если говорить о более ран­нем визите Пушкина в Мо­гилев, то о нем есть лишь косвенное упоминание в «За­писках» Пущина. О последнем же посещении существуют вос­поминания свидетелей этого события — Андрея Куцинского и Александра Распопова, ко­торые в то время служили в Лубенском полку, расквартиро­ванном в Могилеве. Оба автора в чем-то противоречат друг другу, называя разные даты и маршрут опального поэта. В чем-то же подтверждают и дополняют свои воспоминания. Связано это, вероятно, с тем, что записи о факте посещения города были написаны и увиде­ли свет почти через пятьдесят лет после самого события. Так, Распопов, будучи уже в 73-лет­нем возрасте, опубликовал их в 1876 году в журнале «Русская старина». Куцинский же и во­обще ничего не писал. В 1873 году он, отставной генерал корпуса жандармов, рассказал о встрече с Пушкиным русско­му археографу Бартеневу. Эти воспоминания появились на страницах журнала «Русский архив» лишь в 1900 году.

Куцинский вспоминал (в этом его поддерживает и Рас­попов), что местные жители приметили Пушкина, который ходил по городу в русской («поярковой») рубахе, сапогах, наброшенной на плечи офи­церской шинели и ермолке на голове. Рядом с ним шел слуга, «наряженный татарчонком». В рамках августовской времен­ной экспозиции, работавшей в музее, были представлены картина и два рисунка, выпол­ненные разными художниками еще в советский период. У них одно название — «Пушкин в Могилеве». Художественные работы дают возможность увидеть, как выглядел поэт во время визита в наш город.

Судя по ним, простова­то. Этому есть объяснение?

И жители города обратили на это внимание: рубаха, ер­молка — такое одеяние было экзотичным для Могилева тех лет. В то время город еще жил воспоминаниями о Речи Посполитой. Местные дворяне одевались в так называемый «сарматский строй» — одеж­ду, характерную для шляхты конца XVII—XVIII веков. И надо отметить, больше знали Адама Мицкевича, нежели Пушкина.

Одежда Пушкина также сви­детельствует о том, что был он не богат, поэтому в дорогу было одето соответствующее платье. Один из крупнейших исследователей творчества Пушкина Николай Смирнов- Сокольский в своей книге «Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина» пишет: «Авторский труд не ценился. Сами писатели смотрели на свою работу- как на «литера­турную забаву». Считалось, что деньги как бы принижали «жрецов Аполлона». Пред­приимчивые дельцы нещадно их эксплуатировали». Пушкин первые годы своего творчества тоже жил не на гонорары от издания произведения, а на ренту с поместий и жалованье чиновника. В одном из своих писем в 1822 году он писал: «Правительству угодно возна­граждать некоторым образом мои утраты, я принимаю эти 700 рублей не так, как жало­вание чиновника, но как паек ссылочного невольника». 700 рублей в год ассигнациями — таков был оклад Пушкина- чиновника. Первым его на­стоящим заработком за лите­ратурный труд стал гонорар за «Руслана и Людмилу» — 1500 рублей. Кстати, этим фактом положено начало гонорарной системы для творческих работников.

Известно также, что прибыль издателя сказ­ки «Руслан и Людмила» Гнедича составила около 4 тысяч рублей. Все по­следующие годы Пушкин увеличивал требования по суммам гонорара. К примеру, за «Повести Ивана Петровича Белкина» выплата ему была уже 5 тысяч рублей. Нередко издатели после выплаты таких гонораров Пушкину получали минимальную прибыль или вовсе ее не имели. При этом стоит понимать узость тогдаш­него книжного рынка России. В Москве в 1820-е годы было только два книжных магазина, в Санкт-Петербурге — пять, ко­торые ежемесячно продавали около 400 книг.

Крупнейшие прижизненные тиражи Пушкина не превыша­ли 1200 экземпляров, да и те залеживались годами. Мало­тиражным был и основанный Пушкиным журнал «Современ­ник» — его тираж составлял 400 — 600 экземпляров, из которых расходилось 200 — 300. Издание было хронически убыточным.

То есть всемирная сла­ва к Пушкину пришла чуть позже, именно поэтому Могилев встречал его без оваций?

Да, визит был незамет­ным. Известно, что в 1820 году Александр Пушкин по дороге вдоль Днепра попал в Могилев через Покрова посад, затем на Костерню, Богородичской улице (позже Дворянская, ныне Комсомольская) на Ветреную (Большая Садовая, Ленинская), затем на Почтовую (ныне Пожарный переулок). Из Могилева на Пушкин выезжал через тот Покровский посад, по Старочерниговской улице (Спортивная, Ивана Чигринов до Черниговской Брамы (современный перекресток улицы Островского и проспект Пушкинского) и далее — на юг. Кстати, именно поэтому возле кинотеатра «Космос» ныне стоит памятник поэту. В 1824 году Александр Сергеевич повторял этот путь — только в обратно направлении.

Во время второго визит чиновники губернского центр проигнорировали приезд поэта. Узнали его офицеры-гусары полков, состоявших при Главной квартире 1-й русской армии, которая размещалась в Могилеве с 1815 по 1828 год.

Увидев на улицах Пушкина, они помчались в почтовую конто­ру, где им подтвердили, что в город приехал «коллежский асессор Пушкин». В гарни­зоне звезде из Петербурга устроили торжественную встречу, плавно пере­шедшую в пирушку, про­должавшуюся до четырех часов утра.

Распопов в воспоми­наниях в подробностях описал свою встречу с Пушкиным в Могилеве, но, как считают пушкинисты, да­леко не все озвученные фак­ты достоверны. Тем не мене записано так: «Я, от радости такой неожиданной встречи, не знал, что делать; опрометью побежал к гулявшим со мною товарищам известить их, что проезжает наш дорогой поэт А.С.Пушкин. Все поспешили на почту. Восторг был неопи­суемый. Пушкин приказал рас­купорить несколько бутылок шампанского. Пили за все, что приходило на мысль: за здоровье няни, Тани и за упо­кой души Ленского. Но это для нас не было достаточно: в вос­торге, что между нами великий поэт Пушкин, мы взяли его на руки и отнесли, по близости, на мою квартиру (я жил вместе с корнетом Куцинским). Пушкин был восхищен нашим энтузи­азмом, мы поднимали на руки дорогого гостя, пили за его здоровье, в честь и славу всего им созданного. Пушкин был в самом веселом и приятном расположении духа, он вскочил на стол и продекламировал:

Я люблю вечерний пир,

Где веселье председатель, И свобода, мой кумир,

За столом законодатель, Где до утра слово: «Пей!» Заглушает крики песен,

Где просторен круг гостей, А кружок бутылок тесен.

Снявши Александра Сер­геевича со стола, мы начали его на руках качать, а князь Оболенский закричал:

Господа, это торжество выходит из пределов общей радости, оно должно быть ознаменовано чем-нибудь особенным. Господа! Сделаем нашему кумиру ванну из шам­панского!»

Так ванна из шампанско­го все-таки была?

Как отмечает Распопов в своих воспоминаниях, от нее поэт категорически отказался.

Галина ХИТРИКОВА