Вместе против коррупции

Чадюк, А. Вместе против коррупции : [беседа с прокурором Могилевской области А. Чадюком] / Александр Чадюк ; беседовал Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2019. — 11 июля. — С. 13. 

<p>11.07.2019</p>
<p>Вместе против коррупции<br>

Коррупцию часто называют социальной чумой, эпидемии которой в той или иной степени подвержены все государства — большие и малые, богатые и бедные. В 2003 году был открыт для подписания  один из документов ООН —  Конвенция против коррупции. Свыше 100 государств, подписавших ее, признали взятки, подкуп, превышение властных и должностных полномочий и другие злоупотребления служебным положением уголовными преступлениями, а также приняли решение сотрудничать по их пресечению.
Руководством нашей страны коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития государства и общества, поскольку она подрывает экономическое развитие страны, разрушает доверие к власти и способствует росту организованной преступности. Уже более трех лет в Беларуси действует новый Закон «О борьбе с коррупцией». Координирующая функция в сфере противодействия ей возложена на Генеральную прокуратуру. Факты коррупции выявляются, а лица, уличенные в ней, какую бы высокую должность ни занимали, не остаются безнаказанными, отметил прокурор Могилевской области Александр Чадюк.
— Насколько остро проблема коррупции стоит в Могилевской области? На что в первую очередь ориентированы прокуроры в  борьбе с этим злом?
—  В общей структуре преступности удельный вес зарегистрированных  коррупционных правонарушений незначителен. Борьба  с коррупцией идет непрерывно, поэтому нам удалось не допустить ее системных проявлений. И это главный результат совместных действий всех правоохранительных органов — только при таком активном взаимодействии и реально поставить надежный заслон коррупционным проявлениям. Прокуратура проводит, в частности, антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, анализирует обращения граждан по фактам совершения правонарушений коррупционной направленности, проводит проверки, применяет меры прокурорского реагирования, осуществляет надзор за деятельностью правоохранительных органов, проводящих оперативно-розыскные мероприятия. Проводится и другая  работа в сфере противодействия коррупции.  За текущий период 2019 года на территории области выявлено 95 коррупционных преступлений, совершенных 57 должностными лицами — руководителями различного уровня.
— В каких сферах жизнедеятельности общества выявляется больше всего таких преступлений? Каким образом выявляются коррупционеры?
— Если читать сообщения СМИ, то может сложиться мнение, что больше всего таких преступлений в госуправлении, здравоохранении, образовании. Но на практике наиболее часто «лидируют» по количеству лиц, совершивших коррупционные преступления, такие сферы, как сельское хозяйство, промышленность, строительство, ЖКХ. К сожалению, еще есть различные лазейки для коррупции и факты использования должностного положения в личных целях. Иной раз злоумышленники разрабатывают такие хитрые схемы, что просто удивляешься их изобретательности. Вообще коррупционные преступления относятся к наиболее сложным, их выявление требует высокой квалификации оперативных сотрудников, следователей. И у нас достаточно специалистов, способных выявить и распутать самые хитроумные правонарушения. Взять, допустим, сферу госзакупок — они в свое время и были введены для того, чтобы процесс приобретения товаров и услуг был прозрачен. Однако избавиться от сговора между заказчиками и поставщиками все же удается не в полной мере. Приведу пример: главный инженер одного из предприятий ЖКХ, желая скрыть упущения в своей работе и  избежать привлечения к ответственности, без проведения подрядных торгов организовал закупку за счет бюджетных средств товарно-материальных ценностей по завышенной стоимости, причинив ущерб на сумму более 40000 рублей. Приговором суда обвиняемый  осужден за превышение служебных полномочий к 4 годам лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей сроком на 5 лет.
Одна из причин, способствующих совершению преступлений при закупках товаров — игнорирование требований законодательства. И это почему-то остается вне поля зрения некоторых руководителей, что подтверждается и прокурорскими проверками. В текущем году за нарушение законодательства о закупках более 80 должностных лиц организаций привлечено к дисциплинарной ответственности, свыше 30 — к административной.
Практика прокурорского надзора показывает: исполнительская дисциплина, элементарный контроль того же закупочного процесса способны если не исключить, то во многих случаях пресечь противоправные действия, предотвратить ущерб организациям.
—  Коррупция, конечно, не ограничивается только получением  должностным лицом взятки, и все же одна из наиболее опасных ее форм — взяточничество…
—  Да, взяточничество относится к числу опаснейших преступлений, поскольку подрывает авторитет деятельности госучреждений, дискредитирует органы власти, ведет к нарушению принципа социальной справедливости. Поэтому и наказание за взяточничество суровое. Директор одного из могилевских предприятий систематически получала взятки от представителя коммерческой структуры за поставляемые товарно-материальные ценности. Приговором суда обвиняемой  назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 5 лет.
В недавнем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию глава государства  категорично осудил коррупцию, указал, что прощения за это не будет никому, и лучше быть нищими на свободе, чем богатыми в тюрьме. В мае текущего года им был подписан Декрет «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией», в соответствии с которым, в частности, не подлежат представлению к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием лица, осужденные за совершение коррупционных преступлений.
В каждой сфере они имеют свою специфику. В сельском хозяйстве, в частности, такие преступления  порой сопряжены с искажением реальных показателей о производственной деятельности с целью демонстрации положительных результатов. Вопиющий пример — уголовное дело в отношении заместителя директора одной из сельхозорганизаций, который давал незаконные указания подчиненным работникам на приобретение соли и сахара для разбавления молока с целью увеличения показателей валовой продукции, чем причинил ущерб предприятию на сумму более 23 000 рублей. Приговором суда обвиняемому назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей сроком на 5 лет.
Вынесен обвинительный приговор и в отношении замдиректора одной из сельхоз­организаций, который, желая приукрасить действительное положение предприятия, скрыть просчеты в своей деятельности, удержаться в занимаемой должности и избежать привлечения к ответственности, в сговоре с главным зоотехником дал незаконные указания подчиненным о внесении в первичные бухгалтерские документы и государственную статотчетность заведомо ложных сведений о падеже скота, его реализации.
Коррупционные правонарушения также связаны с конфликтом интересов, когда личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на исполнение служебных (трудовых) обязанностей. Как пример, ситуация, когда руководитель организации заключает договоры с предприятием, возглавляемым близким родственником. Естественно, данная ситуация связана с конфликтом интересов — поступит ли должностное лицо во благо организации или же «порадеет» своему близкому человеку. Конечно, руководитель должен поступать только в соответствии с законом.
—  Как можно предотвратить конфликт интересов и как вы оцениваете профилактическую работу, направленную на предупреждение коррупционных преступлений?
— Профилактика коррупции  —  это многогранный механизм, включающий в себя комплекс различных мероприятий. В нашей области все государственные органы и организации задействованы в этом. Вместе с тем в ходе прокурорских проверок выявляются нарушения в работе по противодействию коррупции, отсутствие внутрихозяйственного контроля, надлежащего бухгалтерского учета, что, несомненно, создает условия для возможного совершения правонарушений. Потенциал в профилактике коррупции есть, надо в полной мере его использовать и совершенствовать. Ведь коррупционным правонарушениям способствуют отсутствие должного ведомственного контроля за эффективным расходованием бюджетных и собственных средств организаций, ненадлежащая организация работы комиссий по закупкам товаров (работ, услуг) и кадровых служб при подборе и расстановке кадров, игнорирование требований законодательства. Надо работать так, чтобы этого не допускать.
— Насколько эффективна деятельность комиссий по противодействию коррупции?
— Комиссии должны быть координаторами работы по предупреждению коррупции в той или иной организации, государственном органе. Исходя из практики прокурорского надзора, могу сказать, что ими не в полной мере используется имеющийся потенциал, встречается и формализм в работе. В настоящее время комиссии обязаны возглавлять руководители государственного органа, что мы, надеемся, повлияет и на качество их работы.

Беседовал Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.