Алещенкова, Е. На попутке в дальние края : [могилевский путешественник М. Витковский] / Елена Алещенкова // Днепровская неделя. — 2019. — 18 декабря. — С. 4.
Что надо знать об автостопе?
Советы опытного путешественника Максима Витковского
Чаще всего в первый раз на автостоп люди решаются из-за банальной нехватки денег. Траты на транспорт и жилье — основные расходы в любом путешествии. Так вышло и у могилевчанина Максима Витковского.
Когда он несколько лет назад впервые собрался в Азию на мотоцикле, понял, что денег доехать ему хватит только до Владивостока. Парень принял решение путешествовать стопом. С тех пор подобный способ передвижения он испробовал в разных странах: Китае, Индии, Таиланде, Вьетнаме, Монголии, России и в Европе… Сегодня Макс профессиональный путешественник и тревелблогер. На его ютубканале уже 100 тысяч подписчиков, которые следят за странствиями Максима по всему миру.
— Автостоп позволяет путешествовать с минимальным количеством средств в любой точке планеты, где есть хоть какой-то транспорт, знакомиться с новыми людьми, но в то же время такой способ передвижения непредсказуем, и во многом ты зависишь от предлагаемых миром обстоятельств, — рассказывает Максим. — Иногда можно сутки ждать машину, проходить в день по 10—15 км или оказаться среди ночи на трассе — к этому нужно быть готовым, собираясь в путешествие на дальние расстояния.
Чтобы быстро и легко передвигаться автостопом, лучше заранее усвоить некоторые правила, а также узнать его особенности в регионе, куда вы собираетесь. Есть ряд стран, таких как Монголия, где автостоп теоретически есть, но на практике его нет, потому что каждый остановившийся водитель за «подвезти» просит денег. А в США во многих штатах автостоп и вовсе запрещен на законодательном уровне — за него предусмотрен штраф 500$.
Логистика
По словам путешественника, если правильно выбрать маршрут, примерно 15—20 минут хватает, чтобы словить попутку. Но чем хуже сеть дорог в стране, тем сложнее уехать, поэтому необходимо заранее продумать логистику путешествия. К примеру, опытный стопщик знает, что в столицу любой страны мира добраться легче, чем выбраться в обратную сторону:
— Яркий пример — моя поездка в Горный Алтай. Добраться до Барнаула, административного центра Алтайского края, было еще более-менее просто, а вот уехать вглубь Алтая и выбраться обратно из горной местности оказалось очень сложно.
Иногда путешественникам приходится проходить пешком много километров до точки, где есть вероятность быстрее остановить машину.
Скорость передвижения
Профессиональные стопщики выделяют несколько показателей хорошего автостопа. Первый из них — скорость передвижения. Это время, за которое вы ловите машину, и время, за которое доезжаете до конечной точки вашего странствия. Чтобы свести время простоя на дороге до минимума, нужно знать основные правила голосования на трассе. При этом учитывайте, что легковушки движутся быстрее, но их придется менять чаще, а значит, больше времени стоять на улице и ловить машину. Фуры идут медленнее, но их можно застопить на более длинные дистанции. В России расстояния большие — там можно спокойно поймать дальнобойщика, который довезет вас от Москвы чуть ли не до Владивостока. К примеру, наш собеседник с дальнобойщиками проезжал по полторы тысячи километров. В случае если человек может подвезти вас лишь на небольшое расстояние, а вы стоите на удобной позиции, путешественник советует остаться и подождать другую машину.
Важно также определить для себя оптимальный темп движения.
— Для меня лучший график: день в дороге, два дня отдыха, — признается Максим. — Бывало, я два-три дня ехал, один отдыхал, и надо сказать, это достаточно тяжело дается.
Выбор места
Первоочередная задача, когда вы начинаете путешествие автостопом, — выбраться из города за кольцевую дорогу. Лучше это делать с утра пораньше, чтобы у вас было больше светового дня для передвижения по трассе.
Максим не советует стопить на остановке: водители могут подумать, что вы ждете общественный транспорт и не остановиться. Никто не будет останавливаться также на перекрестке и у поста ГАИ. В этом случае лучше немного пройти вперед. За полкилометра до перекрестка — тоже плохая позиция. Возможно, человек повернет не в том направлении, куда вам нужно.
Не останавливаются машины и на скоростных трассах, автобанах. Это правило действует в любой стране. В таком случае можно «ловить» водителей на автозаправках.
— Когда человек «летит» по трассе 120 км/ч, — продолжает Макс, — ему труднее заметить голосующего. Поэтому, чтобы водитель вас увидел, лучше находиться либо за светофором (это хорошая позиция при выезде из города), либо у знака ограничения скорости, где машины всегда притормаживают и замедляются.
Если рядом с вами оказался ваш потенциальный водитель, спрашивайте, куда он едет, не стесняйтесь. Вы сэкономите массу времени. Каждая машина — ваш шанс. Максим «ловил» транспорт чуть ли не в центре города. Так что бывает по-разному, и автостопщику нужно уметь ориентироваться в ситуации на месте. По словам путешественника, в Азии частенько случалось, что люди ехали в совершенно другую сторону, но узнав, куда направляется Максим, подвозили его до нужной точки.
И еще одно правило касается хорошего тона. В некоторых туристических местах скапливается очень много стопщиков. Вы должны зайти вперед за тех, кто пришел на трассу раньше, чтобы их подобрали первыми. Но иногда это правило может сработать и на вас самих, поскольку водитель, увидев первого стопщика, может и не остановиться. Сдавать назад он уже не будет. А вот проехав немного и пораздумав, может подобрать на пути человека, который стоит дальше.
Встретят по одежке
Некоторые водители вроде хотят взять попутчика, но боятся. Так что ведите себя вежливо и доброжелательно. Несите людям радость, чтобы они остались довольны тем, что подвезли вас.
Проще всего застопить машину одной девушке, далее по забираемости идут две девушки, на третьем месте — парень с девушкой и только потом уже один парень. Самый трудный автостоп, когда вместе путешествуют два парня. Можно передвигаться даже впятером, но тогда нужно обязательно делиться на двойки.
Как правило, у девушек с остановкой машин не возникает проблем, правда, есть вероятность нарваться на неприятности. Не все люди добрые. Поэтому важно быть очень осторожными в выборе водителя, к которому вы садитесь. Оценивать его адекватность заблаговременно. Бывает, уже с первых слов понятно, что в эту машину лучше не садиться. Тогда не стоит испытывать судьбу. Идеальный вариант, если водитель в машине — с женой или ребенком. И конечно, надо понимать, что вы выходите на трассу, и не одеваться вызывающе. Исключены короткие юбки, топики и подобная одежда.
— Я слышал много историй о том, как девушки-стопщицы выпрыгивали на ходу из машины, — предупреждает путешественник. — На такой случай лучше брать с собой для самозащиты газовый или перцовый баллончик.
При этом, собираясь в путешествие автостопом, лучше одеваться ярко, чтобы водители тебя заметили.
— Как-то в России, — вспоминает Максим, — меня подобрал мужик, который остановился только потому, что увидел нетипичный цвет загара для тех мест, а я как раз возвращался из путешествия по Черноморскому побережью. Ему захотелось пообщаться со мной, узнать, откуда я еду. Поэтому иногда необычность образа тоже играет на руку.
Рюкзак — непременный атрибут путешественника. Когда его нет, водитель относится к вам с подозрением. Мало ли кто и с какой целью стоит на трассе.
Ночью обязательны фликеры или светоотражающий жилет — это уже вопрос жизни и смерти, иначе можно оказаться под колесами автомобиля. В вечернее время также лучше стоять под фонарем, если он есть поблизости.
Обращайте на себя внимание
Важно установить с водителем зрительный контакт, когда он еще едет, привлечь его внимание: можно жестикулировать, прыгать — кто во что горазд. Экспериментируйте и ищите свой стиль. Но помните, что в разных странах одни и те же жесты могут восприниматься по-разному. Например, в Швеции лучше голосовать просто вытянутой рукой. Если вы будете тормозить автомобиль жестом «класс» (сжатый кулак с большим пальцем вверх), шофер может подумать, что вы намекаете на секс за деньги.
Можно просто сидеть в траве с табличкой — в некоторых странах это работает, в некоторых нет. Но лучше, чтобы табличка с надписью ближайшего города на расстоянии 100—200 км все же была.
Плюсы и минусы
У путешествия автостопом есть свои плюсы и минусы.
— Для меня минус, — делится Максим — это то, что приходится очень много разговаривать: есть у тебя на это настроение или нет… А когда у тебя множество застопленных автомобилей за день, ты несколько устаешь от общения. Бесконечный день сурка: садишься в очередную машину и начинаешь рассказывать про себя одно и то же. Запас интересных историй однажды исчерпывается, приходится повторять их по кругу. В этом случае лучше двигаться в тандеме, иметь партнера, с которым бы вы чередовались в общении с людьми. Но это в странах, где вы знаете язык. Если не владеете иностранным языком, все гораздо проще.
— А вот среди плюсов автостопа — невероятное количество хороших людей, которых ты встречаешь на своем пути, — говорит Максим. — Бывает, тебя не просто подвезут, но еще и покормят по дороге и заберут к себе на ночлег. Особенно часто такое практикуется в Турции, Таиланде и России.
Делаем выводы
Если вы ограничены в финансах, а путешествовать по миру очень хочется, автостоп открывает перед вами массу возможностей побывать в самых разных уголках планеты. Но в то же время этот путь — непредсказуем и рискован. А потому подходит далеко не всем.
Чтобы отделить реальность от мечтаний, попробуйте прокатиться автостопом до ближайшего города. Если вам понравилось, вы получили от поездки удовольствие и зарядились положительной энергией, то можете попробовать и более дальние маршруты. А если поездка была испытанием воли и сплошным стрессом, то лучше потратьте время на то, чтобы заработать денег на путешествие самолетом или поездом. И получите удовольствие от привычного отдыха, ведь в конечном счете цель любого путешествия — зарядиться хорошим настроением и почувствовать себя счастливым.
ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ
Рюкзак не больше 10 кг и объемом до 40-50 л. Тяжесть, которую постоянно приходится таскать на себе, будет только усложнять передвижение.
Одежда должна быть малогабаритной, непромокаемой и теплой.
Куртку лучше иметь непродуваемую. Ветры на трассе могут быть настолько сильными, что даже в теплую погоду вы продрогнете уже через полчаса. Не помешают шарф и шапка, даже если на улице не зима. Вместо зонта возьмите дождевик.
Снаряжение. Для ночлега обычно берут непромокаемую палатку, занимающую минимум места, которую можно быстро развернуть и свернуть.
Качественный теплый спальник и коврик.
Газовая горелка, тарелка, нож, вилка и стакан.
Спички или зажигалка.
Для голосования: налобный фонарь (желательно с функцией мигания), небольшой катафот.
Елена Алещенкова.