Все мы немножко лошади…

Кукшинская, Е. Все мы немножко лошади… : [центр олимпийского резерва по конному спорту] / Елена Кукшинская // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 5 марта. — С. 8.

Конный спорт — это наука

Оказывается, у спортивных лошадей есть «звездность», как у оте­лей. На жеребце по кличке Голдэн Вегас Ольга Комарова одержала победу в программе уровня «2 звезды».

Из лошади тоже нужно вырастить спортсмена и научить рабо­тать в команде, — рассказывает Ольга, а красавец Вегас времени зря не теряет — перепроверяет ее карманы в поисках кусочка саха­ра. — Пока мои лошади — а у меня их четверо — могут выступать на уровне «две звезды». Самая талантливая Гекта — три. Подготовка спортивной лошади — это дело далеко не одного года. Начнем с того, что до пяти-шести лет она считается молодой и ее нельзя перегружать физически, ставить слишком высокие препятствия. Итог спешки — травмы ног, которые еще не сформировались. Но работать начинают уже с жеребенком. Нужно приучить лошадь ко. всему: к голосовым командам, выработать правильные движения, сохранять равновесие под всадником при движении, обучить преодолению препятствий. Очень важно, чтобы лошадь доверяла человеку, а по­этому от ее тренера требуется терпение и любовь к животному. С каждой звездой в уровне соревнований и препятствия становятся выше, и скорость увеличивается. И лошадь должна «дорасти» до новой планки состязаний. Дело не просто в физической подготовке. Для выполнения упражнений требуется интеллект и психологическая устойчивость. К примеру, узкие барьеры или прыжки наискосок для неопытной лошади — настоящая головоломка.

Видов конного спорта несколько. Самый зрелищный — конкур: преодоление маршрута с препятствиями. Самый элегантный — вы­ездка: всадник должен продемонстрировать способность лошади к правильным движениям на всех аллюрах и пируэты. Далее — троеборье: включает в себя манежную езду, кросс и преодоление препятствий. Еще есть драйвинг — соревнование конных упряжек. Вольтижировка — вид конного спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и акробатических упражнений на лошади, движущейся по кругу. Ну и бега, когда лошадь запрягают в двухколесный экипаж. А также скачки и конные пробеги.

Чувство лошади

Только в конном спорте у-человека есть животное-партнер. В процессе скачек наездник и лошадь должны стать как бы единым целым, поэтому одно из важных качеств хорошего спортсмена — «чув­ство лошади». Победа зависит от слаженности действий обоих. Мои четвероногие напарники не раз меня выручали на соревнованиях. Вот моя любимица Гекта: я ее неправильно подвела к барьеру, не рассчитала, а она вся собралась — и вытянула чисто прыжок. Я ей говорю: «Спасибо! Спасибо!» Но бывает, что и подводят. Кобылы более послушные, стараются, но «по-женски» истерички: могут внезапно испугаться публики, стушеваться в чужой обстановке. Са­мые лучшие спортсмены — мерины. Спортивная карьера у лошади где-то до 18 лет, а живут они до 25, а то и свыше 30. «Пенсионеры» не остаются не у дел: они идеальны для иппотерапии. Верховая езда еще и лечебная. К нам приходят заниматься детки с самыми разными диагнозами: ДЦП, аутизм и не только. У кого-то крепнут мышцы, кто-то становится более раскрепощенным. Это лекарство от меланхолии, реабилитация в седле: лошадь передает всаднику сто разнообразных двигательных колебаний в минуту, и в процессе езды в работу включаются все основные группы мышц. Конь — живой тренажер и «массажер с подогревом»: температура его тела на 1,5 — 2 градуса выше, чем у человека. Биоэнерготерапевты утверждают, что у лошадей очень сильное биополе, от которого человек может безопасно заряжаться позитивной энергией и радостью.

Лошади навсегда

В конюшне стоят лошади, бережно укрытые попонами — чем-то вроде пледов. Трижды в день — овес с сеном. А еще душ с шам­пунем и даже солярий! А это — чтоб расслабились мышцы после тренировок. Но когда видишь, как лошадь работает на манеже до седьмого пота, понимаешь, что такой уход — вовсе не роскошь. Это те же спортсмены: они должны быть в идеальной физической форме.

Я не представляю, что когда-то в моей жизни не станет ло­шадей. Моей младшей дочке полтора года, но с ней сидит бабушка: спортивная форма теряется очень быстро. Когда ребенком я пришла в конный спорт, условия были совсем другими: никакого отапливаемого манежа, летом — улица, зимой — приспособленный старый телятник, который мы сами расчистили. Но мы чуть ли не ночевали в конюшнях! Очень благодарна своему тренеру Виктору Телепушкину. Сейчас у меня пятеро учеников: кандидаты и мастера спорта. Но любой желающий может прийти сегодня к нам на конный манеж и обучаться верховой езде с нуля. За что люблю лошадей? За их глаза! Посмотрите, какие они добрые и умные. Как можно не влюбиться с первого взгляда и навсегда!

Елена КУКШИНСКАЯ.