Система координат выстроена

Борсяк, Ю. Система координат выстроена : [заседание итоговой коллегии главного управления по образованию Могилевского облисполкома] / Юлия Борсяк // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 11 лютага. — С. 6. 

На заседании итоговой коллегии главного управления по образованию Могоблисполкома подвели итоги по выполнению показателей прогноза социально-экономического развития отрасли в 2019 году и определили задачи на 2020-й.

Несмотря на то, что в целом выполнены основные прогнозные показатели, перед заместителями председателей гор- райисполкомов, местных администраций, курирующих данную сферу, начальниками структурных подразделений, райисполкомов, местных администраций, осуществляющих государственные и властные полномочия в сфере образования, представителями структурных подразделений облисполкома, руководителями учреждений образования областного подчинения поставлена задача проанализировать имеющиеся ресурсы и определить резерв для дальнейшего эффективного развития.

В сферу образования в 2020 году планируется направить 31,4% консолидированного бюджета Могилевской области. Это немногим больше, чем в предыдущем году. Вместе с тем основная часть средств (94,8%) будет направлена на первоочередные статьи расходов, среди которых зарплата, взносы, оплата коммунальных услуг и др. На прочие расходы предусмотрено 5,2% от общего объема финансирования, или Вг34,6 млн (всего 54% к уровню 2019 года). И если в предыдущие годы практиковалось перераспределение средств между районами, то теперь дополнительно рассчитывать можно будет только на местные Советы депутатов, которые вправе на сессии увеличить объем бюджетных средств сверх установленного норматива, но только в том случае, если в районе имеются источники покрытия таких расходов.

— В условиях жесткой экономии средств в прошлом году мы смогли обеспечить реализацию государственных программ, направленных на стабильное функционирование и развитие отрасли, повышение качества образования, сохранение его доступности, обеспечение безопасных условий образовательного процесса при эффективном использовании имеющихся ресурсов, — отметил в своем выступлении Андрей Заблоцкий, начальник главного управления по образованию Могоблисполкома. — Сегодня стоит задача дальнейшего совершенствования непрерывного образования, отвечающего потребностям экономики региона и государства в целом. Созданию условий образования на всех его уровнях способствуют меры по совершенствованию материально-технической базы учреждений образования. Полученная за последние годы экономия бюджетных средств позволила направить на строительство новых объектов более Вг45 млн из средств, выделенных на содержание отрасли.

С целью обеспечения безопасного бесперебойного подвоза учащихся сельской местности до учреждений образования в 2019 году за счет средств местных бюджетов были приобретены 33 единицы техники. Планируется осуществить закупку еще 16 школьных автобусов за счет средств районных бюджетов.

Удельный вес доходов от внебюджетной деятельности с учетом спонсорской и гуманитарной помощи в 2018 году составил 3,4% бюджетного финансирования. Фактически за 2019 год в целом по области было получено Вг20,16 млн. С ростом 106% к уровню 2018 года. Сумма полученных доходов без учета спонсорской помощи — Вг1Д,67 млн. В 2018 году — Вг13,293 млн (рост 110%).

Объем оказания платных образовательных услуг населению составил Вг24,906 млн. Лидерами по получению дохода от внебюджетной деятельности на протяжении ряда лет остаются: среди учреждений профтехобразования

— Могилевский экономический колледж (Вг863 тыс.), а среди учреждений общего среднего образования — Могилевский областной лицей №3 (Вг122 тыс.). Положительный опыт развития внебюджетной сферы деятельности необходимо изучать и распространять.

В 2020 году в области будут реализованы пилотные проекты по апробации нормативов финансирования учреждений образования профессионально-технических и общего среднего образования. Экономия средств по нормативу в 2018

— 2019 годах была получена в пяти регионах, причем в Бобруйском, Белыничском и Могилевском в общей сумме Вг581 тыс. они были направлены на ремонтные работы и приобретение оборудования. В Дрибинском, Кричевском, Славгородском районе и г.Бобруйске данное право не было реализовано. Экономия по Бобруйску тем временем составила Вг815 тыс. Задача стоит направить средства полученной экономии в полном объеме по нормативу в 2020 году на проведение ремонтных работ в учреждениях образования.

Одним из основных факторов развития социальной сферы является повышение зарплаты работникам бюджетных организаций, причем Президентом поставлена задача обеспечить не менее 80% от средней зарплаты в стране. За январь — декабрь 2019 года средняя зарплата составила в целом по отрасли Вг720 (116% к уровню прошлого года). Анализ уровня и темпов ее роста выявил проблемные районы. Наиболее низкая (менее 650 рублей за 2019 год) в г.Бобруйске, Климовичском, Костюковичском и Осиповичском районах. За счет средств от внебюджетной деятельности на повышение зарплаты в 2019 году было направлено Вг892 тыс. (23% от суммы превышения доходов над расходами), что позволило повысить среднюю ЗП, но это практикуется не во всех районах.

Стоимость содержания одного учащегося в разрезе регионов показывает, что в некоторых районах (Бобруйском и Дрибинском) она очень высокая (Вг7,7 и 6,6 тыс.) в отличие от Горецкого и Кличевского (Вг4,3 и 4,5 тыс.). В данной ситуации важно задуматься об эффективном использовании выделенных средств по бюджету. Могилев и Бобруйск (Вг 2,9 и 2,1 тыс.) имеют самую низкую стоимость на содержание ученика, остальным нужно принимать меры по снижению. В этой связи перед системой образования ставится задача обеспечить полное целевое расходование бюджетных средств, выделенных в 2020-м на нормативное финансирование, и снижение расходов на одного учащегося в год.

В условиях нормативного финансирования в учреждениях образования неизбежна оптимизация, особенно в тех районах, где низкая наполняемость классов и много учреждений образования с недостаточным количеством обучающихся. В прошлом году были закрыты два учреждения образования и пять были реорганизованы. Несмотря на принимаемые меры, в текущем учебном году в области продолжают функционировать 13 малокомплектных школ, где менее 25 учащихся, и 38 школ — до 50 учащихся. К началу следующего уже запланирована ликвидация двух учреждений образования и реорганизация трех, при этом оптимизация не должна быть стихийной, а с предшествующей соответствующей подготовительной работой по системной информационно-разъяснительной работе с родителями и педагогами. Те районы, где наполняемость меньше 8 учеников в классе, со временем будут вынуждены прийти к оптимизации. Это повысит качество образования и создания безопасных условий, когда освободившиеся средства можно направить на эти цели.

Стоит подчеркнуть, что прослеживается положительная динамика закрепления молодых педагогов в области на первом рабочем месте по распределению. Так, если в 2016 году закреплялись 62%, то в 2017-м — уже 70%.

Говоря о дошкольном образовании, Андрей Заблоцкий отметил, что в регионе функционируют 478 учреждений, которые посещают более 45 тысяч детей раннего и дошкольного возраста. Для обеспечения доступности дошкольного образования в последние годы сделано немало, в т.ч. создано более 2 тысяч мест. Развиваются новые формы- получения дошкольного образования, действуют группы кратковременного пребывания воспитанников. Однако шаговая доступность до конца еще не обеспечена и требует пристального внимания. К началу нового учебного года поставлена задача довести показатель оснащенности по обеспеченности средствами обучения до 85%. Требуют внимания и принятия мер и некоторые другие целевые показатели, так, например, в части увеличения процента педагогов высшей и первой квалификационной категорий. Предстоит совершенствовать работу по внедрению здоровьесберегающих мер в дошкольных учреждениях и расширению спектра платных услуг в том числе для детей, не посещающих учреждения дошкольного образования.

— В первую очередь необходимо обратить внимание на экономику системы образования, — резюмировал заместитель председателя Могоблисполкома Валерий Малашко. — Анализировать истинные причины положения. Ведь, где изначально неправильно выстроена модель, там мы не видим и качества образования. Основываясь на глубоком анализе значимых для сферы показателей, поставлены задачи, выстроена система координат. Должно быть общее понимание того, что и для чего делается. В том числе, закрывая нерентабельные школы, заранее следует продумать и вопросы подвоза учеников, и того же трудоустройства, и подвоза учителя, найти ему рабочее место, а если надо — то и переучить. И начинать это нужно заблаговременно.

Стоит обратить внимание и на организационную структуру, выстроить ее в соответствии с потребностями образования. Все знают, что делать, но медлят. Времени на раскачку нет, нужны решительные меры. Не стоит забывать, что ответственность за будущее поколение лежит на всех нас.

Юлия БОРСЯК