Бухоловцева, О. Влюбленные в танец : [брейк-данс в Могилеве] / Ольга Бухоловцева // Веснік Магілёва. — 2020. — 25 марта. — С. 21.
В начале 2000-х могилевские би-бои входили в тройку лучших брейкеров страны, а Могилев был столицей брейк-данса. Брейк-данс завораживает невероятной эмоциональностью и энергичностью. Тот, кто хоть раз видел молодых ребят, умело владеющих телом под ритмичную музыку, выполняя головокружительные трюки и срывая аплодисменты восторженных зрителей, меня поймут.
В Могилеве брейкинг зародился в начале нулевых. О том, почему он на протяжении двух десятилетий остается одним из любимых увлечений в молодежной среде, мы поговорили с главным могилевским би-боем, родоначальником брейк-данса в Могилеве, лидером команды «Look Around» Сергеем, более известным в мире брейкинга как «Степ».
Со скоростью света без Интернета
Выписывать «триксы» будущий би-бой, а тогда еще пятнадцатилетний школьник, начал почти два десятка лет назад.
— В начале 2000-го я увидел на дискотеке, как могилевские ребята танцуют брейк. Тогда и подумал: «Вау, круто, я тоже так хочу!» Подошел, познакомился и с того момента уже двадцать лет с ним не расстаюсь, — улыбаясь, вспоминает наш герой. — Учились танцу с нуля, а репетировали в коридоре, на траве, на улице…
Тогда у нас не было ни Интернета, ни музыки, ни тренеров. Мы чувствовали себя пещерными людьми. Но у нас было такое дикое желание учиться, что горы готовы были свернуть!
Начинал я танцевать в 2001-м году в команде «В Freakz», это мои корни, моя первая официальная серьезная команда. Нам с ребятами удалось сделать прорыв брейкинга в городе. Мы входили в тройку лучших би-боев страны, а Могилев считался столицей брейк-данса. Мы этим жили!
«Неудачная» смена поколений
В 2010-х годах, — рассказывает главный би-бой Сергей Степ, — произошла «неудачная» смена поколений: лучшие ребята ушли из брейкинга по различным причинам, а молодняк еще не вырос. Но сам Степ так и не смог бросить любимое увлечение, которому отдал столько лет, и решил сам взрастить новое поколение. Он создал свой клан «Тerror Machine» творческих и увлеченных людей, куда входили рэп-исполнители, художники граффити, брейкеры. Команда просуществовала чуть более трех лет и по инициативе самого же создателя и идейного вдохновителя распалась.
Сейчас наш герой передает опыт и знания молодому поколению брейкеров в своей школе брейк-данса «HEADWAY».
— Я не вижу себя в другой профессии, — говорит Степ. Это большое счастье — ходить на работу с улыбкой на лице, быть на одной волне с молодежью, подпитываться от нее энергетикой!
К слову, наш герой, помимо преподавательской деятельности, еще возглавляет Могилевское областное отделение Белорусской федерации брейк-данса, он — организатор и член жюри фестивалей и конкурсов по брейк-дансу.
— Совсем скоро Могилев соберет сотни лучших би-боев со всей страны и ближнего зарубежья. В апреле в Могилеве пройдет международный фестиваль «Time for rocking».
И искусство, и спорт…
На тренировке по брейк-дансу в школе «HEADWAY» мне открылся совершенно новый мир мальчишеских интересов. Впрочем, девочки тоже могут заниматься брейком. В школе брейк-данса ребята занимаются, начиная с пяти-шести лет.
— Приходят дети с разным уровнем подготовки и потенциалом. В моей школе есть как новички, так и опытные танцоры. Верхний возрастной порог тоже не ограничен. На свои занятия я жду и студентов, и старшеклассников.
Здесь многое зависит от желания. Брейк-данс дает хорошее физическое развитие, поскольку совмещает в себе элементы акробатики и гимнастики. Ты танцуешь на руках, на ногах, на голове, крутишься на все 360 градусов. И все это нужно сделать музыкально. Если хочешь добиться успеха в брейк-дансе, ты должен буквально жить этим танцем. Он требует постоянного самосовершенствования и развития. Здесь нельзя останавливаться. Невозможно научиться определенным элементам и думать, что ты самый крутой и все умеешь. Как только остановился, ты делаешь несколько шагов назад.
Ни минуты покоя
Занятие по брейк-дансу начинается с разминки.
— Сначала мы разогреваемся и делаем это с помощью танцевальных движений. Параллельно происходит отработка элементов: шлифуем несложные трюки. Затем постепенно, после разогрева, начинается основная часть тренировки. Сначала осваиваем простые движения, затем, по нарастающей, все сложнее.
— Те ребята, которые стремятся достичь высокого профессионального уровня в этом направлении, не ограничиваются тренировками только в зале и продолжают тренироваться дома. Со временем занятия брейк-дансом настолько входят в привычку, что не тренироваться человек не может.
Сергей предупреждает: брейк-данс нельзя воспринимать как «обязаловку», бесполезно заниматься им через силу, без желания. Дети должны искренне полюбить танец, чтобы достичь успехов в этом направлении.
— Иначе никак. В брейк-дансе бывают очень тяжелые элементы, нужна выдержка, чтобы освоить их.
Леша «Шторм»
Могилевчанин Леша Дударенко более известен как «Шторм». занимается брейкингом 3 года и в свои 10 лет стал лучшим в категории до 12 лет. В столь юном возрасте он успел показать мастерство в Эстонии, Латвии и поучаствовать в главном чемпионате страны. Это не считая местных фестивалей.
— Когда Леша ко мне пришел, я даже и подумать не мог, что у этого пацана такой потенциал, — вспоминает Сергей Степ. И только когда он прозанимался год, я увидел, что из него может вырасти большой танцор. Это говорит о том, что в нашем спорте с первого взгляда не всегда можно распознать талант, иногда на это нужно время, как, например, в случае со «Штормом». А еще Леша очень целеустремленный. Если что-то задумает — добьется своего обязательно.
Леша уже помогает тренеру обучать новичков и ему почетно доверяют вести разминки.
— Я вижу, как после моих занятий многие мальчишки раскрываются прямо на глазах, у них появляются уверенность и целеустремленность.
По сути, все выполняют одинаковые элементы, но каждый танцует по-своему, здесь нет четких правил и рамок. В брейк-дансе можно импровизировать, но для того чтобы делать это хорошо, нужно много заниматься, тогда и будет результат.
Секрет успеха от Сергея Степа: «Главное, помнить, что к своему делу нужно относиться серьезно и любя, и тогда все получится. И даже спустя 20 лет можно находить новые грани в своем любимом деле — казалось бы, давно изученном и родном».
Ольга БУХОЛОВЦЕВА