Шкредов, М. Обратиться к нам может любой : [беседа с заместителем начальника отдела технических экспертиз управления специальных и технических экспертиз, подполковником юстиции М. Шкредовым] / Максим Шкредов ; беседовал Юрий Романов // Веснік Магілёва. — 2020. — 25 марта. — С. 10.
Думаю, вряд ли найдется хоть один человек, который не слышал бы о людях этой профессии. В то же время большинство могилевчан вряд ли знает, что за организация находится в доме 58а на улице Гагарина — аккурат напротив «Е-Сити». Подскажу: там расположились два подразделения управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Могилевской области. Образованный в апреле 2013 года Указом Президента Республики Беларусь Государственный комитет в этом году отметит свое семилетие.
Ближе ознакомиться с жизнью и деятельностью наших экспертов нам помог заместитель начальника отдела технических экспертиз управления специальных и технических экспертиз, подполковник юстиции Максим Шкредов.
Максим Викторович Шкредов. Коренной могилевчанин. В 2006 году окончил академию МВД. Год отработал в Бобруйске экспертом-криминалистом. Перевелся в Могилев, прошел соответствующее обучение, после чего приступил к проведению компьютерно-технических экспертиз.
— Максим Викторович, как подбирают людей в эксперты? Каковы требования?
— Требования довольно серьезные. Во-первых, соответствующее образование. Во-вторых, желание постоянно совершенствоваться и приобретать новые знания. У работы эксперта — своя специфика. Нужны соответствующий склад ума, скрупулезность. Кроме того, наша работа не только техническая. Эксперт должен уметь грамотно описать то, что он делает, так, чтобы каждый мог прочесть и понять, о чем идет речь. Учтите, что заключение эксперта очень часто играет решающую роль в судьбах людей.
Найти грамотного специалиста непросто. Семь лет назад нас было всего двое на всю Могилевскую область. С тех пор штат расширился, стали проводить экспертизы радиоэлектронных устройств, фоноскопические и лингвистические экспертизы. При приеме на работу сотруднику устанавливается испытательный срок. Подготовка специалиста занимает от полугода до двух лет. Сегодня у нас уже есть сотрудники, которые могут обучать молодых специалистов.
Жизнь не стоит на месте. Помните о том, что преступники придумывают все более изощренные способы. Нам приходится постоянно учиться, чтобы не отставать от правонарушителей, а в идеале — знать больше их, видеть все уловки. Нашу жизнь уже невозможно представить без Интернета, социальных сетей, мобильных телефонов, компьютеров, так называемых «умных вещей». Развитие в данном направлении идет семимильными шагами. К примеру, сегодня наши возможности позволяют получить данные с разбитого или заблокированного мобильного телефона, восстановить удаленную информацию, идентифицировать человека по голосу, помочь привлечь к ответственности того, кто клевещет в соцсетях. А что касается незаконного оборота наркотиков, которые сейчас нередко распространяются через Интернет, то основные доказательства по уголовным делам предоставляют именно наши эксперты.
— На чем специализируется ваш отдел?
— У нас довольно обширный спектр деятельности. Наш отдел отвечает за компьютерную технику, радиоэлектронные устройства, бытовую технику, проводит лингвистические и фоноскопические экспертизы.
Чаще всего инициатором назначения экспертиз выступают правоохранительные органы. Назначают экспертизы и по гражданским делам. Сотрудничаем и с обществом защиты прав потребителей.
В 2013 году, когда был образован Комитет, на экспертизы была очередь. Следователь назначал экспертизу и ждал ее результатов до трех месяцев. Сейчас, когда увеличилось число экспертов, появились мощная специальная техника, программное обеспечение, возросла оперативность работы и ее качество.
Загруженность большая. Почти по каждому преступлению изымается компьютерная техника, мобильные телефоны, видео- и аудиоаппаратура, для исследования которой нужны наши специальные знания.
— Скажите, к вам может обратиться любой гражданин?
— Да, любой гражданин. Но также и юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. Мы заключаем договор, проводим экспертизу. Заключения экспертов затем становятся доказательствами справедливости позиции одной из сторон в суде.
— С какими проблемами к вам обращаются?
— Сегодня каждый из нас пользуется массой электронных приборов. Нередко человек приобретает изначально неисправный товар. Например, покупает мобильный телефон с неисправностью. Обращается к продавцу. Тот отсылает его в сервисный центр. Но сервисный центр не устраняет неполадки, а просто тянет время, не решая проблему. В таких ситуациях квалифицированный эксперт может оказать реальную помощь.
Женщина купила мобильный телефон, тот оказался неисправен. Недобросовестный продавец не отреагировал на ее претензии. Покупательница пришла к нам. Наш эксперт обнаружил в товаре заводской брак.
Недавно к нам обратился мужчина. Купленный им телевизор после окончания гарантийного срока вышел из строя. Мужчина подозревал, что в телевизоре изначально был брак. Наш эксперт подтвердил его предположение. Человек доказал свою правоту в суде, ему возместили стоимость товара и судебные издержки.
В другой раз к нам обратилась еще одна могилевчанка: сыну купили дорогой айфон, а тот перестал работать. Уже на предварительном осмотре выяснилось: в аппарат явно попала жидкость. Узнав причину неисправности, женщина не стала заказывать экспертизу, потому что претензии к изготовителю и продавцу отпали. А если бы мы провели экспертизу, женщине пришлось бы ее оплатить.
Приходит мужчина, которого отправили к нам из общества защиты прав потребителей, приносит на экспертизу неисправные наушники. А те и стоят-то рублей 30-50.
Пришлось поинтересоваться, на что он готов идти, чтобы доказать свою правоту и вернуть потраченные деньги. Продавец ведь не обязан на основании результатов нашей экспертизы возвращать деньги. Придется обращаться в суд. То есть вначале заплатить за экспертизу — в разы больше, чем стоят наушники, — затем оплатить судебные издержки. Далеко не каждый захочет все это проходить ради такой суммы. И совсем другое дело, если вы потратили на неудачную покупку не одну тысячу рублей.
Вот еще один случай из практики. Человек заказал индивидуальному предпринимателю ремонт кровли, подписал соответствующий договор, выплатил аванс. А затем выяснилось, что работа произведена некачественно, с нарушением технологии. Претензии, предложение вернуть аванс и возместить ущерб за кровельный материал остались без ответа. В суде решающим аргументом послужила наша фоноскопическая экспертиза — были предоставлены записи телефонных разговоров.
Повторюсь, мы заинтересованы в проведении экспертиз для населения и юридических лиц. Хотя наши услуги не бесплатны, но вполне сопоставимы с затратами граждан. Поэтому я вначале беседую с обратившимся к нам человеком, узнаю, какие у него намерения. Объясняю, какие правовые и иные последствия может иметь проведение экспертизы, какие он понесет затраты. Только после этого возможно составление договора.
Беседовал Юрий РОМАНОВ