Девочки, война, война…

Микулич, А. «Девочки, война, война…» : [участница Великой Отечетсвенной войны Ф. Л. Певзнер] / Александр Микулич // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 17 сакавіка. — С. 10. 

О подвигах мужчин в годы Великой Отечественной войны написано немало. Куда меньше известно о судьбах женщин. А ведь на их долю выпало множество испытаний, и им на фронте было гораздо тяжелее, чем представителям сильной половины человечества.

Как-то просматривал личные дела бывших сотрудников редакции «Могилевской правды». В деле счетовода-кассира Фрумы Лейбовны Певзнер обнаружил интересный документ — служебную характеристику, выданную сержанту технической службы Певзнер командиром 951-го штурмового Нижнеднестровского Краснознаменного ордена Суворова III степени полка майором Красночубенко. Оказалось, что в годы Великой Отечественной Фрума Лейбовна воевала в полку авиамехаником штурмовика Ил-2. Меня не мог не заинтересовать этот пожелтевший от времени листок с машинописным текстом. После кропотливой поисковой работы удалось найти в интернете документы 951-го шап и военные воспоминания однополчанок Певзнер. Вот из этих «пазлов» удалось сложить нелегкую военную биографию Фрумы Лейбовны.

Родилась Фрума в Могилеве. Перед войной успела окончить среднюю школу в областном •центре и 1-й курс химико-технологического института в украинском городе Шостка. Когда началась война, вуз в котором девушка училась на инженера-механика, вместе с преподавателями и студентами эвакуировали в глубокий тыл — в Алма-Ату.

Там Фрума проучилась до мая 1942 года, а потом бросила вуз и пошла в военкомат проситься на фронт бить фашистов. Но военком поступил иначе. Он направил студентку механического факультета в город Вольск в 14-ю школу младших авиационных специалистов. Там Фрума получила специальность моториста грозной боевой машины — штурмовика «Ил-2».

В декабре 1942-го младший сержант Певзнер была откомандирована в Куйбышев, где находился крупный авиазавод, выпускавший штурмовики. Сначала Фрума помогала заводчанам готовить «илы» для перегонки на фронт. А вскоре в Куйбышев с передовой прибыл потрепанный в боях 951-й штурмовой авиаполк. Вот Фрума и упросила комполка майора Ивана Красночубенко взять ее с собой на фронт. Комполка удовлетворил просьбу 20-лет-ней девушки, ведь в его полку служили связистки, оружейницы, парашютоукладчицы. Даже жена комполка летала в экипаже супруга воздушным стрелком.

В марте 1943 года полк принял участие в битве за Донбасс. Там Фруме пришлось столкнуться со всеми трудностями фронтовой жизни. Готовить к полетам и обслуживать «пламенное сердце» штурмовика приходилось под открытым небом и в холод, и в дождь, не считаясь с отдыхом и сном. Да и фронтовой быт для девушек был особенно труден. Жить приходилось в землянках, которые никак не могли обогреть печки-буржуйки. Спали девушки на нарах, на соломенных тюфяках, укрывшись телогрейками. Очень тяжело было с личной гигиеной. Но как-то выкручивались. Кстати, никто на фронте не болел. Ни у кого не было даже элементарного насморка, хотя, бывало, на аэродроме Фрума с однополчанками промокали до нитки. Видимо, сказывалось постоянное нервное напряжение…

Доставляло много хлопот девушкам обмундирование. Оно-то ведь было рассчитано на мужчин и было на 2-3 размера больше, чем требовалось миниатюрным девочкам. Такие же проблемы были с сапогами и валенками. Но, по воспоминаниям однополчанин Певзнер — оружейницы Веры Жиляевой, — никто из боевых подруг в полку не роптал. Все понимали, что главное сейчас — бить ненавистного врага.Бытовые неудобства по молодости лет переносились стойко и даже с юмором. Вскоре девчата научились подгонять по размеру военную форму, из казенного белья шить маечки и комбинашки…

Командование полка старалось по возможности улучшить быт девчат. Как-то на 8-е Марта 1944-го комполка майор Красночубенко сделал девушкам шикарный подарок — распорядился выдать для нужд «аэродромного ателье» несколько списанных шелковых парашютов.

Единственное, к чему на фронте было трудно привыкнуть, так это к гибели однополчан.

Однажды в часть прибыл воздушный стрелок Вася Мыциков. Тоненький, светловолосый мальчик, которому впору было брать в руки портфель с учебниками, а не садиться за пулемет. Говорили, что он приписал себе год, чтобы удрать на фронт.

В первом боевом вылете с Васей случилась беда — шальной осколок зенитного снаряда оборвал жизнь паренька…

Мужчины вынули тело из кабины, а девчонки, рыдая, вымыли Васю, одели и положили на стол. В это время в полк привезли почту из дивизии. В ворохе треугольников жилось письмо, которое Васе написала из дома мама. Все стояли вокруг стола, читали мертвому сыну письмо матери и плакали. Не могли сдержать слез даже взрослые мужчины, которые на войне повидали всякое… А раз для девушек из техсостава была организована баня. Пошли они, как на праздник, в соседний поселок с песнями. Только стали мыться — налет немецкой авиации. Шальная бомба упала недалеко от бани. Взрывом снесло угол строения, убив пятерых девчат…

В ходе Курской битвы пилоты полка делали в сутки по 5 — 6 боевых вылетов. А во время боев у озера Балатон в Венгрии интенсивность вылетов возросла до 8 — 9 в сутки. В такие напряженные моменты механики, мотористки, оружейницы практически днями не уходили с аэродрома. От непомерно тяжелой работы все валились с ног от усталости. Но больше всего изматывало томительное ожидание экипажа с задания. Хотя Фрума знала мотор штурмовика как свои пять пальцев, волнение за жизнь экипажа не покидало ее до самой посадки самолета. Ведь оплошай она, и по ее вине погибнут летчик и стрелок. А за это — трибунал. И девушка старалась изо всех сил. Во время боев она наравне с мужчинами-механиками готовила к полету свою машину за отведенные нормативом 15-18 минут. За 103 безаварийных боевых самолетовылета сержант Певзнер была награждена медалью «За боевые заслуги».

Полк прошел с боями Украину, Молдавию, Балканы, Венгрию и завершил войну в Австрии. По воспоминаниям Веры Жиляевой, эту радостную весть Фрума и сообщила однополчанам. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года девушка была дежурной при штабе. В 2.00 тишину разорвал резкий телефонный звонок. Фрума сняла трубку. На другом конце провода ликующий голос связистки из штаба дивизии сообщил ей, что война наконец-то закончилась! Все -мир!

Не помня себя от нахлынувшей радости, Фрума выбежала на улицу и с криком «ура» бросилась будить своих боевых подруг. Те спросонья сначала решили, что на аэродром совершено нападение, но разобравшись, стали обниматься и целоваться. Радостная весть о победе мигом облетела весь аэродром. Тут такое началось: все кричали радостное «ура», летчики палили вверх из пистолетов, зенитчики стреляли в небо трассирующими снарядами, пускали сигнальные ракеты.

В 6.30 на аэродром приехал командир дивизии полковник Иванов. На торжественном построении полка комдив поздравил весь личный состав с долгожданной Победой!

Но радость была не долгой: через 4 часа из дивизии пришел приказ срочно подготовить все исправные самолеты к боевому вылету. Оказалось, что на шоссе Вена — Линц разведка обнаружила крупную немецкую колонну пехоты и техники: враг, зная о капитуляции, не хотел сдаваться. На штурм колонны улетели одни «старики»… На аэродроме все с нетерпением ждали их возвращения. К всеобщей радости, никто из летчиков и стрелков не погиб.

А 14 мая 1945 сержант Певзнер тщательно готовила «Ил-2» к мирному параду войск 3-го Украинского фронта, который в австрийском местечке Вальзее принимал командующий фронтом маршал Ф.И.Толбухин.

После демобилизации девушка уехала в Копейск к родственникам, которые успели эвакуироваться из Могилева. В мае 46-го Фрума вернулась в родной город и устроилась на работу в газету «За Радзіму» (с 1956-го — «Могилевская правда»). ,

Александр МИКУЛИЧ.