Строгина, С. «Важно успеть запечатлеть свои ощущения» : [беседа с директором музея им. Бялыницкого-Бирули С. Строгиной] / Светлана Строгина ; беседовала Галина Хитрикова // Днепровская неделя. — 2020. — 15 июля. — С. 1, 5.
Нынешнего директора музея им.Бялыницкого-Бирули Светлану Строгину в Могилеве любители музейных мероприятий знают как искусствоведа, в активе которого около 100 научно-исследовательских материалов, посвященных художникам, чьи судьбы, жизнь и творчество были связаны с Могилевщиной.
Это от ее волнующего и чуть дрожащего голоса во время презентаций экспозиционных проектов зал окутывает звенящая тишина — гости и участники мероприятия прислушиваются к каждому произнесенному слову. А еще она педагог — читает лекции в Могилевском государственном колледже искусств. Но и это еще не все. На протяжении последних нескольких лет она активно и убедительно заявляет о себе как о тонко чувствующем окружающий мир художнике. Живопись Светланы Строгиной лирична, изящна и светоносна. Это еще раз подтверждает персональная выставка «Фарбы жыцця», которая демонстрировалась в июне в музее им.Бялыницкого-Бирули в Могилеве. О ней, и не только, я поговорила с автором экспозиции.
— Выставочный проект для художника — это, как правило, площадка для бессловесного разговора со зрителем. Вы о чем хотели поговорить, готовя проект «Фарбы жыцця»?
— Намеревалась показать краски своей жизни, а они благодаря тому, что в ней есть творчество, яркие, наполненные светом. Хочу также рассказать о том, как я воспринимаю окружающий меня мир, поделиться восторгом, который охватывает, когда любуюсь летним утренним солнцем, цветущими пионами, бескрайним зеленым лугом, экзотической для Беларуси архитектурой маленьких городов Китая или вышитым мамиными руками рушником. Глубоко убеждена, что умение видеть красоту жизни своей и жизни в целом обеспечивает положительный заряд, помогающий получать радость от каждого прожитого дня, несмотря на наличие в ней сложностей.
А еще хочу через свой проект передать своему зрителю пожелание стремиться понять и познать себя. И живопись в этом отличный помощник, потому что если нравится картина, это означает, что ее красота есть и внутри вас.
— «Фарбы жыцця» — не первая ваша персональная выставка. В чем была особенность?
— Проект был приурочен к моему юбилею, поэтому в составе экспозиции издания, над которыми я работала в разное время, и живописные полотна, созданные на протяжении последних пяти-шести лет: хотелось показать себя нынешнюю, а не молоденькую девочку, ищущую себя, делающую первые шаги в творчестве.
— Что есть искусство в вашем понимании?
— Оно настолько многогранно для меня, что как искусствовед могу рассуждать об этом часами. Но в первую очередь искусство — это сфера жизни, построенная на высших энергиях. Оно призвано наполнять наш мир прекрасными вещами и явлениями, отображать нашу реальность, историю и их понимание.
— Так же его воспринимает и тот, кто им занимается?
— Это очень индивидуально. Для меня творчество при моей занятости в музее — глоток свежего воздуха, наполняющий сердце восторгом, дающий мне крылья. В этом полете я ощущаю истинное удовольствие. Для меня также важно делиться тем, что меня поразило и вдохновило: творческие люди, мемориальные места, связанные с жизнью и творчеством художников, невероятной красоты уголки родной природы, стран, которые посчастливилось посетить. Одно дело, когда делишься впечатлениями словесно, совсем по-другому удается передать все то, что чувствуешь, через созданные картины.
— При этом вы стали заявлять о себе как о художнике сравнительно недавно. Этому есть объяснение?
— Рисовать я любила с детства, и тогда же для себя решила, что именно с этим видом творчества будет связана моя жизнь. Но женщине на этой стезе реализовать себя непросто — это требует полной отдачи. А когда есть семья, дети, работа, времени для любимого занятия почти не остается. Но внутренняя потребность рисовать от этого не исчезает. Многие годы я могла позволить себе постоять за мольбертом всего несколько раз в неделю — рано утром, когда все спят. Я мучилась этой жаждой, отпивала из этой чаши, но удовлетворить сполна себя никак не получалось. Сегодня дети выросли и уже предлагают мне свою заботу. Я очень счастлива тому, что теперь у меня есть своя мастерская, в которой даже самая маленькая деталь меня настраивает на творчество. Когда прихожу туда, время останавливается, я испытываю одновременно умиротворение и восторг от того, что могу заниматься тем, к чему тянется моя душа.
— У вас есть наставники?
— В большинстве своем они в Витебске, где я училась в государственном педагогическом институте имени Петра Машерова. В том числе и педагог и художник Алесь Мемус. Это он вдохнул в меня уверенность в себе как в художнике, заметил во мне искорку и поддерживал ее, хотя высказывался на этот счет немногословно, но я чувствовала его внимание, благодарна ему за это, дорожу этим и сегодня. Совсем недавно я выдержала очередной экзамен перед своими педагогами, но уже как художник — весной состоялась моя персональная выставка в художественном музее Витебска. Очень волновалась. Алесь Мемус посетил ее дважды.
— Светлана Викентьевна, где вы черпаете вдохновение?
— В жизни! Берусь за кисть, когда хочется оставить в памяти собранный букет полевых цветов или когда возвращаюсь, например, из театра: после спектакля в голове образы, целые композиции. Для меня важно успеть запечатлеть свои ощущения, зафиксировать это мгновение озарения, услышать его мелодию, поэтому создаю этюды, делаю наброски, которые перерабатываю в мастерской в несколько этапов, снова и снова возвращаясь к работе над картиной.
Галина ХИТРИКОВА.
Фото автора.