Ради восстановления справедливости

Гришанова, Л. Ради восстановления справедливости : [председатель могилевского отделения «Мартиролог» Т. Е. Романькова] / Людмила Гришанова // Могилевская правда. — 2020. — 16 июля. — С. 14. 

<p>16.07.2020</p>
<p>Ради  восстановления справедливости<br>

Тамара Романькова в 1990-е годы, ставшие временем серьезных перемен, была заметной фигурой в общественной жизни Могилева. Яркая блондинка участвовала в каждом митинге, в акциях протеста, проходивших в то бурное перестроечное прошлое.
В период гласности в обществе обнажились проблемы, замалчиваемые  при существовании Советского Союза. В первую очередь остро стал вопрос о жертвах политических репрессий. Тамара Емельяновна преподавала в Могилевском культ­просветучилище, а в свободное время занималась проблемами бывших «врагов народа». В 1988 г.  она создала в Могилеве первую  «негосударственную подпольную организацию «Комитет 58», названную согласно номеру уголовной статьи. По ней в СССР осуждали за преступления против существовавшего государственного строя. Вскоре на основе «комитета» возникло Могилевское отделение товарищества памяти жертв сталинизма «Мартиролог Беларуси».

Дело о Луполовском восстании
Бурная деятельность общественницы по защите прав репрессированных стала достоянием истории, но она может послужить уроком для всех неравнодушных могилевчан. Тамара Романькова ушла из жизни, ее личный архив единомышленники передали в Могилевский областной краеведческий музей им. Е.Романова.
Судя по сохранившимся документам, интерес Тамары Емельяновны к проблемам «врагов народа» начался с истории жизни ее родителей. Романькова,возглавив городской филиал «Мартиролога», сделала запрос в областную организацию КГБ с просьбой ознакомиться с делом, по которому впервые осудили ее отца и мать. Просительнице не только предоставили такую возможность, но  тогдашний начальник комитета прислал ей даже копии фотографий людей, осужденных по делу «о подготовке вооруженного восстания в Луполовском районе» в 1928 году. В личном архиве председателя могилевского отделения  «Мартиролога» находятся несколько копий постановления об аресте, переписанных рукой Тамары Емельяновны. Согласно документу по делу о подготовке Луполовского восстания проходили 11 человек. В их числе значились ее родители. (Емельяна Герасимовича Романькова расстреляли после повторного ареста — в 1937 году, когда Тамаре было три года). Мать Феодора Лукинична Рыбакова на время ареста преподавала в школе: учительницей она проработала 40 лет! Ее вина заключалась в прошлом, когда с 1900 по 1922 год Феодора была монахиней московского Ново-девичьего монастыря. После его закрытия вышла замуж. В браке родились сын Александр, окончивший в Ленинграде Военно-медицинскую академию им. С.Кирова, и дочь Тамара, окончившая БГУ им. Ленина.
Судя по списку арестованных из дела о восстании, ими стали «бывшие люди», как называли тех, кто в прошлом имел определенное положение в обществе. Дочь священника Нина Алейникова, прапорщик царской армии Василий Желовачик, чиновник царской Ставки Александр Иванов и его сын Алексей, сын помещика Владимир Козубовский, офицеры Белой гвардии Павел Бардовский и Георгий Маркашанский, штабс-капитан царской армии Константин Князев. О Екатерине Петровской написано без затей — «учительствует».

Во главе городского «Мартиролога»
Руководитель городского общества пострадавших от репрессий 1930—1950 гг.  Тамара Романькова писала о своих соратниках: «Все эти чудом выжившие великомученики — преклонного возраста. 70-летнего возраста достигли 53 человека, до 80 лет дожили 26 репрессированных». Тамара Емельяновна добивалась принятия льгот для данной категории горожан на сессии Могилевского городского Совета народных депутатов, вела бурную общественную деятельность, участвуя в городских мероприятиях, встречаясь с единомышленниками в Минске и Москве.
Среди документов личного архива Т. Романьковой имеется план ее московских встреч, намеченных с декабря 1991 по апрель 1992 года. Среди них общение с писателем Дмитрием Волкогоновым, тележурналистом Дмитрием Захаровым. «Дмитрий Захаров в передаче «Веди» по Центральному телевидению сказал, что у него заболела душа после соприкосновения с архивными материалами о преступлениях большевиков, — писала могилевчанка. — За один день расстреляли: 18 тысяч священников и 4 тысячи юнкеров, предварительно отрезав им половые «признаки» и заставив держать их в руках». Также она планировала посетить редакции  газет «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», журнал «Огонек», «Церковные ведомости».
Круг интересов и знакомств могилевчанки был весьма широк. Она не могла обойти своим вниманием и творчество писателя Варлама Шаламова, написавшего книгу «Колымские рассказы» по мотивам событий, пережитых им. Среди документов архива Романьковой находилась  фотография с похорон Варлама Шаламова. Также Тамара Емельяновна бережно хранила фото с отпевания еще одного бывшего «врага народа» — епископа Ковровского Афанасия (Сахарова).
Тамара Романькова активно писала статьи в местную прессу о судьбах земляков, наиболее затронувших  ее чуткую душу.  Так, в очерке «Со святыми упокой»… она рассказывала о судьбе семьи Коваленко из Осиповичского района, в которой были арестованы и отправлены в лагеря два сына — Лев и Леонид. Их верующая мать Елена, решив вымолить детей у Бога через собственные страдания, придумала себе епитимью. Она собирала острые каменья, несла их к церкви, возле которой на камнях и молилась, и оставалась спать. От перенесенных физических и душевных мук Елена Коваленко скончалась. Кроме публикации статьи Тамара Романькова ходатайствовала перед Священным Синодом Русской Православной Церкви с просьбой о причислении матери репрессированных сыновей к лику святых великомучеников.

Крест, как знак молитвенной памяти
Самой большой заслугой Тамары Романьковой стало увековечение памяти наших земляков, расстрелянных в районе мясокомбината. Там, где сегодня стоит памятный крест на краю карьера. Тамара Емельяновна предварительно провела большую подготовительную работу по сбору свидетельств людей, живших в районе массовых расстрелов 1933–1938 годов. В 1980-е гг. они еще были живы. Очерк с рассказами очевидцев в мае 1992 г. опубликовала одна из могилевских газет, вошел он и в книгу «Правда истории: память и боль», вышедшую в издательстве «Беларусь» и ставшую уже библиографической редкостью. В этой статье автор признавалась, что сведения о репрессированных и местах их геноцида собирала более 30 лет, посетив их захоронения на Таймыре, Соловках, на Колыме, в Забайкалье и в Воркуте, Тайшете и др.
Человеческие кости и черепа с пулевыми отверстиями находили на месте карьера еще в 1960-е–1980-е гг. В июле 1987 г. в карьерах по требованию общественности работала комиссия Октябрьского райисполкома, пришедшая к выводу, что обнаруженные останки принадлежали гражданским людям.
29 октября 1989 г. возле могилевских карьеров состоялся митинг-реквием, в ходе которого был установлен семиметровый памятный крест как знак молитвенной памяти о жертвах сталинских репрессий. Крест освятил архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим.
По словам свидетелей при разработке карьеров вместе с останками находились предметы обуви, монеты, разные бытовые мелочи. При недавнем походе по дну карьера, который представляет собой сегодня огромный котлован (сколько песка из него было вывезено на могилевские стройки!), удалось найти камень, на поверхности которого две линии пересекаются в виде креста. Вечная память невинно убиенным!

Людмила ГРИШАНОВА.