Резолюция пленарного заседания по итогам проведения региональных дискуссий по актуальным вопросам развития страны и регионов «Могилевский диалог» 23.10.2020 г. // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 27 кастрычніка. — С. 3, 4.
Резолюция пленарного заседания по итогам проведения региональных дискуссий по актуальным вопросам развития страны и регионов «Могилевский диалог»
Представители органов государственного управления и самоуправления, депутатского корпуса, общественных организаций и политических партий, населения Могилевской области по итогам проведения в области региональных дискуссий по актуальным вопросам развития страны и регионов вносят следующие предложения по результатам рассмотрения вопросов на диалоговых площадках:
1. По вопросам конституционного реформирования и партийного строительства:
— на конституционном уровне закрепить информационный статус Белорусского государства;
— предусмотреть совершенствование функционирования контрольно-надзорных органов Республики Беларусь;
— произвести имплементацию смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы;
— ввести мораторий на применение смертной казни;
— ввести институт уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь.
Обсуждены и другие вопросы, затрагивающие содержание различных разделов и глав Основного закона Республики Беларусь: о порядке формирования Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь, полномочиях Конституционного Суда, определении правового статуса Всебелорусского народного собрания, о создании института общественного контроля деятельности контрольно-надзорных органов, исполнении обязанностей Президента Республики Беларусь при невозможности исполнения им своих обязанностей, правовом статусе Декретов Президента Республики Беларусь, расширении числа субъектов права законодательной инициативы, включив в их перечень Верховный и Конституционный Суды.
2. По вопросам повышения роли местного управления и самоуправления с проекцией на развитие регионов:
— местные Советы депутатов избираются на 5 лет;
— рассмотреть возможность реорганизации сельских Советов депутатов в сельские администрации с выбором главы администрации путем голосования;
— расширить полномочия местных Советов депутатов по вопросам социально-экономического развития, жизнеобеспечения регионов и земельным вопросам;
— повысить самостоятельность районов, налоговую и бюджетную автономию;
— расширить полномочия и функции органов местного самоуправления (депутатам и органам территориального общественного самоуправления (далее — ОТОС) с предоставлением им финансирования для решения под свою ответственность вопросов местного значения, право ОТОС участвовать в работе сессий (президиумов) и вносить на рассмотрение Совета, его органов, исполкома и местных администраций предложения по вопросам местного значения;
— упростить процедуры формирования органов территориального общественного самоуправления, предоставить депутату местного Совета депутатов право участвовать в формировании ОТОС в пределах своего избирательного округа.
3. По вопросам экономики:
— с целью более качественного подбора аспирантов вузов предоставить право второй отсрочки от службы в Вооруженных Силах для обучения в аспирантуре, магистратуре;
— организовать взаимодействие вузов и организаций по написанию курсовых и дипломных проектов по актуальным вопросам субъектов хозяйствования;
— развить инструменты финансирования малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий по поддержке предпринимательства, особое внимание уделить грантам;
— предусмотреть возможность предоставления льгот для крупных и мелких организаций, объединенных в кооперационные цепочки и выпускающих инновационную, импортозамещающую, экспортно ориентированную продукцию;
— определить источник финансирования для организаций кластерного развития, которые будут вести на первом этапе работу по созданию и развитию кластеров;
— сократить сроки принятия государственными органами различных решений (о выделении земельных участков, выдаче разрешений на строительство и др.);
— гарантировать право руководителей на разумный деловой риск;
— исключить возможность заключения под стражу лиц до вынесения приговора за экономические преступления, активно использовать практику применения залога;
— внести корректировки в нормативные акты по вопросам исчисления размеров руководителей субъектов хозяйствования;
— внести изменения в систему оплаты за энергоносители, предоставив право, а не обязанность, предоплаты за них, а также рассмотреть вопрос прекращения действия системы перекрестного субсидирования;
— определить в каждом районе производственные площадки и вкладывать средства республиканского бюджета в инженерную инфраструктуру. Продолжить работу по развитию свободных экономических зон.
4. По вопросам молодежной политики:
— создать самостоятельный республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, который будет реализовывать свои полномочия через подразделения в структуре местных исполнительных органов;
— разработать и утвердить Республиканскую программу «Молодежь Беларуси» на 2022-2025 ГОДЫ;
— установить порядок финансирования молодежных проектов и программ общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь, посредством получения государственных грантов на конкурсной основе;
— создать единый молодежный информационный портал в Республике Беларусь;
— рассмотреть вопрос об увеличении возраста молодых граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, и считать таковыми в возрасте от шестнадцати до тридцати пяти лет.
5. По вопросам развития социальной сферы:
— отвязать штатное расписание стационарных учреждений здравоохранения от коечного фонда;
— ввести единый экзамен по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, проводимый независимыми комиссиями, с целью распределения потоков учащихся для дальнейшего обучения в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, профильных классах школ, гимназий, лицеев;
— ввести единый государственный экзамен в форме независимого ЦТ, объединив выпускные экзамены за курс средней школы и вступительные экзамены в высшие учебные заведения;
— создать республиканскую интернет-платформу для общения родителей по наиболее актуальным и проблемным вопросам обучения и воспитания (с привлечением опытных и авторитетных экспертов: психологов, педагогов, медиков и иных субъектов профилактики);
— расширить возможность оказания услуги сопровождаемого проживания или услуги ассистента, предоставляемых для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II группы с умственными нарушениями, предусмотрев различные формы сопровождения;
— предусмотреть в законодательстве норму, позволяющую, исходя из интересов подопечного, органам опеки и попечительства заключать с опекунами, не являющимися родственниками, договоры об осуществлении опеки на возмездной основе;
— проработать вопрос о создании республиканской общественной организации, деятельность которой была бы направлена на всемирную популяризацию идеи сохранности историко-культурного наследия республики, приобретение, реставрацию и использование объектов для публичного посещения, культурно-образовательных целей;
— пересмотреть вопросы налогообложения оборотов по реализации на территории Республики Беларусь всего комплекса работ по реконструкции и реставрации объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
— предусмотреть отчисления от продажи билетов на культурно-зрелищные мероприятия для направления полученных средств на реконструкцию и реставрацию объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
— разработать и внедрить новые социальные стандарты по обеспечению объектами инфраструктуры физической культуры и спорта (определение количества обязательных объектов в регионах: стадион, бассейн, игровой зал, спортивные площадки на дворовой территории, велодорожки);
— разделить ответственность туристических операторов и туристических агентов перед потребителем услуг.
Уважаемые участники областной дискуссионной площадки!
Вначале я хотел бы высказать всем вам слова благодарности за активное участие в очень важном для нашей страны общенациональном диалоге. Сегодня большинство белорусов хотят перемен, но перемен разумных. Это подтвердили итоги минувших Президентских выборов. Избиратели поддержали действующего Главу государства Александра Григорьевича Лукашенко и тем самым высказались за продолжение эволюционного пути развития нашей страны. Не разрушающего, а созидающего.
Как сказал наш Президент: «Реформы надо начинать с Конституции». Все вы знаете, что нынешняя редакция Основного закона была принята 25 лет назад на республиканском референдуме. Первая половина 90-х была временем жестких испытаний на устойчивость и жизнеспособность. Тогда белорусский народ прекрасно понимал, чтобы выйти из сложнейшего экономического и социального кризиса, нашей стране нужна сильная президентская власть. И эта ставка сработала на все сто процентов.
Время показало — выбранная стратегия сильной власти оказалась верной. За короткое время Беларусь отошла от края пропасти и стала на путь стабильного развития. Был построен надежный фундамент, и теперь мы кирпичик за кирпичиком, этаж за этажом строим свое независимое государство.
В отличие от многих других стран постсоветского пространства и стран бывшего социалистического блока, мы сохранили социальную направленность государственной политики, в основе которой был, есть и будет — человек, его интересы и потребности. Сегодня это визитная карточка Беларуси.
Даже в условиях экономии республиканского бюджета на 2020 год социальная направленность государственной политики была не только сохранена, но и усилена. Так, в структуре расходов консолидированного бюджета в 2020 году социальные расходы стали самыми значительными -44,4%.
Благодаря этому наши граждане продолжают пользоваться бесплатным и современным мед-обслуживанием, получать высшее образование за счет бюджета, оплачивать коммунальные услуги по тарифам ниже реальной себестоимости. С учетом потребностей людей организована система соцзащиты. Поддержка пенсионеров, многодетных семей, социально уязвимых слоев общества — в нашей стране реальная и постоянная.
В рейтинге государств по индексу человеческого развития Республика Беларусь относится к государствам с очень высоким уровнем человеческого развития.
Сегодня Беларусь — это страна, с которой считаются и которой многие завидуют. Наши предприятия работают, наши товары знают во всех уголках мира, мы полностью обеспечиваем себя продовольствием и поставляем продукты питания за рубеж.
Благодаря вам, благодаря всем труженикам Могилевской области поступательно развивается и наш с вами Приднепровский край. Мы строим комфортное и доступное жилье, возводим новые и модернизируем существующие социально значимые объекты.
Несмотря на существующие внешние вызовы, сложную эпидемиологическую ситуацию в мире и сужение внешних рынков, экономика Могилевской области показывает положительную динамику. В январе-сентябре текущего года наш регион занимает первое место среди областей республики по индексу валового регионального продукта (100,3%) и оказывает наименьшее отрицательное влияние на формирование валового внутреннего продукта страны.
Наши аграрии в этом году собрали хороший урожай. Намолот зерновых и зернобобовых превысил один миллион тонн, что значительно выше урожая предыдущего года. Создан крепкий фундамент для дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли и увеличения благосостояния наших людей.
Все мы понимаем — успех нашего государства, каждого из нас зависит от нас самих.
Дорогие друзья!
Не всем в этом мире, особенно нашим соседям, нравится мир и согласие в Беларуси, наше стремление проводить нейтральную и независимую государственную политику. Последствия этого мы видим сегодня. В отношении нашей страны открыто и грубо запущен механизм дестабилизации общества.
Нам хотели предложить сценарий «цветной» революции, который бы затормозил наше развитие на многие годы, но мирные и мудрые белорусы такой путь, к счастью, не приняли.
Вместе с тем, конечно, изменения в обществе налицо. Сегодня граждане Беларуси все больше хотят участвовать в определении будущего страны. В этом и есть эволюционный путь развития, когда общество созрело для спокойных мирных перемен. Но процесс должен идти цивилизованно, с учетом мнений всех социальных групп, с учетом проблем, волнующих наших Граждан.
Для этого в каждом регионе страны были организованы диалоговые площадки. Через общенациональную дискуссию мы обсуждаем болевые точки 6 экономике, социальной сфере, говорим о возможных изменениях в Конституцию, в том числе о разграничениях полномочий Президента, расширений местного самоуправления, партийном строительстве и особом внимании молодежной политике. Каждое мнение важно. В результате такого «мозгового штурма» сторонников и оппонентов действующей власти должна зародиться новая стратегия развития Беларуси на ближайшие годы.
Сегодня, независимо от своих политических взглядов, белорусы должны сплотиться вокруг самых важных ценностей. Это мир и согласие, независимость и социальное благополучие. Мы умный и рассудительный народ.
Убежден, все зависит только от нас!