Комкова, А. Один день из жизни оператора АЗС / Анастасия Комкова // Веснік Магілёва. — 2020. — 23 сентября. — С. 11.
Таксисты и дальнобойщики, руководители, рабочие, спортсмены и программисты — словом, все, кто передвигается на своих «четырех», — встречаются на кассе, когда платят за топливо, покупают кофе или хот-дог. Еще Надежда Румянцева в фильме «Королева бензоколонки» дала представление о том, как непроста и в то же время интересна работа на автозаправочной станции. И хоть в наше время работа строится иначе, уверена — большинству автомобилистов интересно заглянуть во внутреннюю кухню АЗС.
Инструкция и еще раз… инструкция
Утром буднего дня отправляемся на АЗС «Лукойл» №30, которая находится на окраине города. Как раз на подъезде загорается индикатор заканчивающегося бензина. Ну что ж, совместим приятное с полезным. Меня встречает менеджер АЗС Александр Людоговский. Мою фамилию заносят в журнал, проводят инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Не забываем, что заправка — место повышенной опасности. Сторонние организации при работе на АЗС обязаны подчиняться строгим требованиям. А вот для настоящего допуска к работе оператор должен изучить несколько десятков инструкций, касающихся безопасности и прочих аспектов работы. Прослушав только малую часть их, даже моя, привыкшая к большому потоку информации голова, стала подавать сигналы «SOS». Но пути назад нет.
Как стать оператором АЗС
По сути, им может стать любой совершеннолетний, при отсутствии медицинских противопоказаний (в обязанности входит работа на высоте с опасными грузами). Как и в любой другой профессии, чтобы стать оператором АЗС, нужно пройти обучение. В Могилеве обучением этой специальности занимается учебный центр «БелТЮФ». При отсутствии образования — 560 часов, при наличии среднего специального либо высшего образования обучение займет 280 часов. Как отметил менеджер АЗС, в основном на работу приходят уже после обучения в «БелТЮФ» с корочкой оператора АЗС 3-го разряда. К слову, и сам Александр когда-то начинал работу оператором АЗС.
С новичком на заправке проводят тщательный инструктаж, после чего он попадает в разряды стажера на 10 рабочих смен. Его закрепляют за опытными операторами. А все, что будущий оператор усвоил, проверяется во время экзамена на допуск к самостоятельной работе.
Долой кроссовки!
Круг обязанностей оператора АЗС, я бы сказала, весьма обширен. Все они для удобства собраны в огромную книгу сервиса. Постигать тонкости работы оператора мне помогают две обаятельные девушки. Оператор 4-го разряда Ольга Гавриленко работает на станции уже 7 лет.
Первое, на что обращает внимание мой сегодняшний наставник, — внешний вид оператора.
Этому уделяют пристальное внимание. Все правила прописаны в книге сервиса. Волосы должны быть аккуратно зачесаны и собраны в хвост или в пучок. Маникюр — 5 миллиметров, никаких ярких и вызывающих цветов. Для девушек — темный низ (брюки или юбка), фирменный красный верх (по сезону), бейдж с указанием имени и должности. Обувь должна быть строгая, темного цвета, каблук
— не выше 5 см. Кроссовки и сланцы — запрещены. Под запретом броские украшения и бижутерия.
Внимательно стоит подойти и к выбору парфюма — резкие, насыщенные запахи также запрещены.
Смена оператора длится 12 часов, дневная — с 8 утра до 8 вечера, ночная — до 8 утра соответственно. Однако следует прибыть на работу заранее, чтобы успеть переодеться в форменную одежду и принять смену — проверить документацию, кассу, инвентарь, состояние территории и торгового зала, выкладку товара, сверить остатки топлива, проверить все оборудование — холодильники, печи, кофемашину. Потом внимательно проверить сроки годности продуктов. Все записывается в журнал. А журналов — целая кипа.
Перед началом смены в журнал заносится и пометка о состоянии здоровья, а в связи с эпидемиологической обстановкой заведен еще один журнал, куда записывают результаты замера температуры операторов. Сейчас для операторов обязательны защитные маски и перчатки.
Золушка отдыхает…
Смена принята, все проверено. Заступаем на работу. Я, конечно, в качестве наблюдателя.
Поток клиентов достаточно большой. По правилам, оператор должен поприветствовать клиента с расстояния не менее 1,5 метров. Обязательно улыбаться, затем — повторить за клиентом номер колонки, вид и количество топлива. Далее предложить акционные товары, кофе, чай, что-нибудь из лакомств, напомнить о наличии пылесоса и возможности подкачки колес. В конце обязательно поблагодарить клиента, пожелать ему счастливого пути.
При попытке повторить за сотрудниками мой язык начал «ломаться» уже после нескольких раз. Ну ничего, говорить весь день — не так уж и страшно. Сложнее разобраться в компьютере, где много маленьких окошек, а кругом сплошные цифры.
Здесь отображается остаток каждого из видов топлива в резервуарах, здесь — количество отпущенного за смену, сюда вводим номер колонки под шифром, количество топлива, способ оплаты. Это поначалу кажется сложным, потом привыкаешь, — терпеливо рассказывает Ольга.
Поток клиентов не прекращается, многие приезжают на заправку за фирменным ароматным кофе и хот-догом. На сосиски, аппетитно крутящиеся на гриле, я обратила внимание сразу. Они, к слову, здесь особо не залеживаются.
И вот заказ на хот-дог. Ольга облачается в специальный передник, шапочку, надевает дополнительные перчатки и ловко стряпает вкусный перекус.
Все это время я послушно наблюдаю.
— Присядьте, наверное, устали стоять, — все с той же улыбкой предлагает Ольга. К слову, оператору за кассой обслуживать клиентов сидя запрещено. Я же примеряю профессию на себя, поэтому остаюсь покорно стоять.
В зале появляется мужчина с кучей коробок. Не успев опомниться от постоянных клиентов и непрекращающихся речей, отправляемся с Ольгой принимать товар. На боевом фронте кассы остается оператор Ирина Прусова.
Сверили товар с накладными, пересчитали, расписались. Отправляемся вносить все в компьютер, и только после этого раскладываем по полкам. Время близится к обеду, клиентов на заправке все больше. А в это время нужно провести уборку зала, туалета, проверить мусорные баки: если они наполнены более чем на две трети — очистить.
К вам приехал бензовоз
Заправить автомобиль дело несложное, а слабо ли вам заправить заправку?! Расслабляться некогда, прибыл бензовоз. На это дело отправляемся с оператором Ириной, которая здесь работает недавно, попала под сокращение на АЗС другой фирмы.
— Работа у нас хоть и сложная, ответственная, но интересная. Много общения… Всякое, конечно,, бывает. Но мы привыкли. Клиенты бывают разные: кто-то вежливо ответит, кто-то забежит на заправку, оставит деньги и исчезнет — не успеваешь и закончить диалог, а кому-то лучше не предлагать даже кофе.
К слову, на случай непредвиденных ситуаций у операторов под рукой брелок с тревожной кнопкой, но за время работы, девушкам не приходилось им воспользоваться.
Ирина переоблачается в одежду, сшитую из антистатического материала, специальную обувь, каску и респиратор. Перед тем как начать слив топлива, проверяются накладные, берется проба топлива. На АЗС есть место, где в шкафу хранятся пробы и специальные приборы для оценки качества топлива. Проба переливается в стеклянную колбу, куда погружается ареометр для измерения плотности топлива. Параллельно оператор зрительно оценивает прозрачность и наличие примесей в бензине. Затем начинается слив топлива из цистерны, на что уходит час-полтора.
Обязательна для операторов и процедура проверки в резервуарах отсутствия подтоварной воды. Для этого Ирина покрывает метрошток особой водочувствительной пастой, которая должна розоветь, если в топливе есть примесь воды. Она опускает метрошток в резервуары на АЗС. Мазь не розовеет — все как положено. Также ежемесячно, или по требованию клиента проходит сверка оборудования на точность дозирования, поэтому недолив на заправке исключен.
Да-да, и все это делают хрупкие, улыбчивые девушки.
Операторы работают на АЗС по графику: день, ночь, день отдыха после ночи и выходной.
— К такому графику уже привыкли, даже не представляем уже, как работать в пятидневку. И к ночным сменам привыкли.
Зимой, конечно, сложнее, принимать бензовоз на морозе или очищать территорию от снежных заносов — удовольствие еще то. Но мы свою работу любим. Коллектив дружный — друг друга во всем поддерживаем.
Я покидаю заправку, мне все еще слышится: «Добрый день… сегодня у нас на акции кит-кат… счастливого пути…приезжайте к нам еще…»
Работа оператора не так легка, как кажется со стороны. Так что в следующий раз, когда будете заправляться на АЗС, обязательно улыбнитесь оператору. Поверьте, он это оценит.
Анастасия КОМКОВА