Борисенко, Н. Патриотами надо быть, а не казаться : [беседа с историком Н. Борисенко] / Николай Борисенко ; беседовала Ольга Кисляк // СБ. Беларусь сегодня. — 2020. — 9 декабря. — С. 5.
Историк Николай Борисенко — о политической ситуации в стране, «цветных революциях» и подлинной любви к Родине.
Имена 26 тысяч красноармейцев возвращены из небытия стараниями бессменного руководителя Могилевского историко-патриотического поискового клуба «Виккру» Николая Борисенко и его коллег. Автор 20 книг, из которых 10 — о войне, уже почти 30 лет следует одной цели — отдать дань памяти героям. Человек, для которого история не просто работа, а смысл жизни, не может оставаться равнодушным к происходящему сегодня в стране.
— Николай Сергеевич, на своей странице в Facebook вы опубликовали пост «Наш выбор в пользу Отечества». О том, что наша сила в исторической памяти, что, не имея прочного фундамента, созданного предыдущими поколениями, невозможно построить будущее. Реакция была неоднозначной, нашлись те, кто обвинил вас в нагнетании обстановки…
— Неудивительно. Для подобных комментаторов слова, что я солидарен с Президентом, — как красная тряпка для быка. Но он тысячу раз прав, когда на открытии мемориала в Борках в память сожженных деревень Могилевщины сказал, что, если, не дай бог, начнется война, она не оставит в стороне никого, войдет в каждый дом.
Революция страшна последствиями. Подтверждение тому — около 50 «цветных», принесших своим странам не счастье, а разруху, упадок экономики, страдания. В отличие от Сербии, Грузии, Украины, в Беларуси радикальной оппозиции не удалось в одночасье сломать то, что создали наши отцы и деды.
— Любой переворот — это отрицание того, что успело построить государство: достижений, опыта, истории…
— С подачи «лидера в эмиграции» Тихановской протестанты, называющие себя «невероятными», выступают от имени «всего белорусского народа» с требованиями все «свергнуть, разрушить». Но даже умноженная на 10 численность митингующих (а выходят на улицы, как правило, одни и те же) не дотянет и до 10 процентов населения страны. Как же быть остальным? Которые и есть народ, желающий сохранить Беларусь, спокойно жить и работать? Чтобы сделать его своим сторонником, оппозиционеры пытаются накалить обстановку до нужного «цветной революции» градуса. В том числе через управляемый телеграм-каналами хаос. Прозападным СМИ рассказывают про давление на них, избиения.
— Сегодня этим страдает весь мир: людям понравилось ломать. Они с легкостью разрушают отношения, семью, государство — уверены, что построят лучше…
— Можно строить, не разрушая до основания, а можно разрушить, но ничего не построить взамен. Ядро протестующих — независимые, на первый взгляд, торговцы, индивидуальные предприниматели (сколотившие, кстати, капитал при «ненавистном диктаторском режиме») и примкнувшая к ним интеллигенция. Но им уже мало достатка. Хочется самоутвердиться, управлять государством. И ради этого они используют все средства, начиная от борьбы за свободу слова и печати, заканчивая травлей инакомыслящих, диверсиями на железных дорогах, погромами… Вопя на площадях о свободе и европейском пути развития, обещая построить демократическое чудо-государство, они не предлагают ничего конкретного.
Советую молодым протестующим: вместо того чтобы обматываться бчб-флагами, сходите с нами в поисковую экспедицию — прошагайте десятки километров пешком, выкопайте кубометры мерзлой земли, подержите в руках простреленные черепа людей, обгоревшие кости заживо сожженных детей… Может, что-то поймете.
Красноармейцы, останки которых мы недавно подняли под Славгородом, в 1941-м положили жизнь не за «европейские ценности», а за Родину. Правильное, неправильное, кривое, советское — но свое! Верили — их потомки будут жить в мире, сделают страну лучше. И наша задача (в клуб входят и студенты, и работающая молодежь) — сохранить память о героях. Мы — мирные люди. Но если потребуется взять в руки оружие, чтобы защитить суверенитет Беларуси, — возьмем. И поверьте, у нас, выросших в лесах-болотах, воспитанных в экспедициях на боевых полях под Могилевом, Чаусами, Славгородом, Кличевом, шансов отстоять свое куда больше.
— Жестокость силовиков — один из козырей митингующих и одна из самых обсуждаемых тем…
— Задача правоохранителей в любой стране — защищать ее и свой народ. Тем более когда на улицы выходят радикалы, заряженные на насилие. Почему же, муссируя эту тему, протестанты столь однобоки? Почему не рассуждают о методах силовиков в любимых ими Польше, Франции, США? Там с такими «мирными» демонстрантами не церемонятся, каждый получает что заслужил — по закону.
Мое мнение: раз позиционируешь себя как революционер, готов на радикальные меры ради изменения государственного строя — жди, что получишь отпор. Декабристы, большевики в 1917 году за идею шли на расстрел, виселицу, каторгу. А нынешние, «диванные», заплакали: на улице, оказывается, бьют!
В любой ситуации надо уметь договариваться. Мы всегда были едины — Беларусь не допустила раскола ни по религиозному, ни по национальному признаку.
— Что, на ваш взгляд, может разрешить ситуацию? Какой вариант наиболее подходящий?
— Эволюционных преобразований. Уличные эмоции создают еще больший раскол в обществе. Переговоры за круглым столом, с одной стороны, представителей нынешней власти, с другой — здравомыслящих политиков, имеющих вес среди оппозиции в Беларуси и за рубежом (Тихановская, которую пиарит Запад, не в счет), — вот что может помочь развитию страны.
Молодое поколение без знания истории теряет ориентиры.
— За резолюцию ООН о борьбе с героизацией нацизма в 2019 году проголосовали 133 страны. Белорусский Парламент в ближайшее время планирует рассмотреть аналогичный законопроект.
— На интернет-просторах, где «живет» молодежь, говорят о пользе нацизма, чистоте арийской расы, ее превосходстве над другими. Начитаются неокрепшие умы этого бреда и рисуют на теле, зданиях (даже на легендарном Буйничском поле) свастику. Они не понимают: под этими «знаменами» совершались самые жестокие за всю мировую военную историю преступления. Беларусь — одна из наиболее пострадавших в годы Великой Отечественной войны стран. В тех же Борках, на Кировщине, фашисты и коллаборационисты 15 июня 1942-го расстреляли и сожгли 2027 мирных жителей. На мемориале — пронзительное завещание невинно убиенных: «Мы были похожи на вас: любили, растили детей, работали на своей земле, хотели сделать ее лучше… Тот страшный день перечеркнул все: надежды, мечты, жизни… Помните о нас. Сделайте все, что мы не успели, и расскажите всем: нет ничего страшнее войны. Забвение может повторить трагедию!»
Я против героизации нацизма в любых его проявлениях. Потому что не вычеркнуть из памяти Тростенец, Освенцим, Майданек…
Уверен, любой нормальный человек, чем бы возрождение неонацизма ни оправдывали строители «новых демократических государств», какими бы преимуществами ни манили, меня поддержит.