Движение вверх

Павлов, В. Движение вверх : [55-летний юбилей ОАО «Могилевлифтмаш»] / Виктор Павлов // СБ. Беларусь сегодня. — 2021. — 27 апреля. — С. 13.

В этом году ОАО «Могилевлифтмаш» отметит 55-летний юбилей

Во времена СССР на предприятии выпускали всего две модели лифтов. Это были машины грузоподъемностью 400 килограммов, отличавшиеся друг от друга только скоростью. Сегодня же гибкое и высокотехнологичное производство на постоянной основе выпускает более 180 моделей лифтов. В 1990-м, когда «Могилевлифтмаш» был крупнейшим лифтостроительным заводом в СССР, здесь произвели 14 тысяч лифтов. Этот рубеж был преодолен в 2018-м — 14,5 тысячи. В январе 2004 года предприятием выпущен двухсоттысячный белорусский лифт. По данным на 1 января 2021-го, «Могилевлифтмашем» изготовлено более 365 тысяч единиц техники. На предприятии также выпускают эскалаторы и траволаторы. Это относительно новый вид продукции, пользующийся спросом у потребителей.

Эскалатор поэтажный.

Новый бренд

Панорамный лифт.

Если быть объективным, слово «Могилевлифтмаш» выговорит далеко не каждый иностранец. А продукция должна быть не только надежной, доступной по цене (как оно, собственно, и есть), но и узнаваемой. Именно для этого на предприятии создали новый бренд — специально для европейского рынка. На первом этапе под новым брендом начали выпускаться поэтажные эскалаторы и траволаторы. Они отвечают мировым тенденциям лифтовой индустрии, являются безопасными, надежными и экономичными в эксплуатации. В Беларуси первый отечественный эскалатор установлен в торговом центре «Арбат» в Могилеве. Первые же девять траволаторов могилевского производства работают на третьей ветке минского метро.

Сегодня лифты Movel — это яркое воплощение новаторских конструкторских идей, реализованных в продукции высокого качества. Среди особенностей — отсутствие машинного помещения, что дает возможность сэкономить пространство здания, позволяя воплощать в жизнь самые смелые архитектурные решения. При производстве лифтов применяются компоненты ведущих европейских производителей. А использование безредукторной лебедки существенно снижает потребление электроэнергии. Наконец, Movel отличает повышенный уровень комфорта — это уже оценили пассажиры.

Кроме Беларуси и России (самого крупного потребителя продукции «Могилевлифтмаша»), бренд Movel успел завоевать и другие страны. В их числе Румыния, Польша, Нигерия, Сирия, Казахстан и другие.

Парковка зависимого типа.

Дом для авто

Лифты, эскалаторы, траволаторы — все это традиционная продукция для «Могилевлифт­маша». Но есть и та, которую на всем постсоветском пространстве нигде, кроме Могилева, не выпускают. Речь идет об автомобильных парковках. Производить их заставила жизнь. Постоянный рост численности городского населения вызывает лавинообразный рост количества личного и общественного автотранспорта. Возникает проблема нехватки парковочных мест. Чтобы ее решить, в ОАО «Могилевлифтмаш» освоили изготовление парковочных систем различного типа.

Первой разработкой стали роторные парковки. Из-за принципа работы их называют карусельными. Парковки на 10 или 12 мест предназначены для размещения автомобилей на поддоне кругового оборота. Машина поднимается вверх, как на маленьком колесе обозрения. Главное, обеспечивается эффективное использование пространства на участках с плотной застройкой. На площадке, где обычно больше двух авто не поставишь, может разместиться до 12 машин. Так как парковки рассчитаны на небольшое количество транспортных средств, время постановки-выдачи минимально. Если машина находится на самом верху, то придется подождать около двух с половиной минут, чтобы ее забрать, — это максимум. На заводе подумали и о безопасности тех, кто пользуется такой парковкой. На ограждении установлены специальные датчики, создающие контур — при его пересечении система управления автоматически останавливает вращение парковки. Одним из видов роторных парковок является парковка для автомобилей класса SUV. Ее разработка обусловлена тем, что в стране растет количество внедорожников. Их продажи за год достигают 25 процентов от общего числа.

Парковка лифтового типа ПЛ-25.

Независимая трехъярусная подземная парковка.

Парковка роторная.

Новым (и, надо отметить, сложным) этапом для заводчан стали разработка и изготовление высокотехнологичной парковки лифтового типа ПЛ-25. В ней для вертикального перемещения автомобиля применяется скоростное подъемное устройство, слева и справа от которого располагаются машино-места. Конструкция парковки металлокаркасная. Размещается она в здании или может пристраиваться вплотную к нему. Металлоконструкция обработана методом горячего цинкования, что обеспечивает максимально продолжительный срок службы. Ячейка для парковки определяется автоматически системой управления в зависимости от габарита транспортного средства и наличия свободных ячеек для парковки автомобиля данного размера. Для удобства пользователей и сокращения времени выезда система оснащена поворотным устройством, которое позволяет развернуть авто передними колесами к воротам. Это не только экономит время, но и помогает неопытным водителям — не надо сдавать задним ходом. Система управления обеспечивает безопасный доступ людей в зону загрузки — дверь открывается только после полного опускания каретки.

И роторную парковку, и парковку лифтового типа можно увидеть рядом с ОАО «Могилевлифтмаш» — ими пользуются сотрудники предприятия.

Но есть и другие виды парковок, над которыми работают конструкторы. Например, парковка зависимого типа, рассчитанная на два автомобиля. Для того чтобы машина выехала с верхнего яруса, надо сначала освободить нижний. Какие-либо строительные работы при установке этой парковки не требуются. Такие системы имеют наименьшую цену по сравнению с парковками других типов, благодаря чему и являются одними из самых востребованных на рынке. Предполагается, что основным пользователем такого механизма станет семья, в которой два автомобиля. Почему нет? Данная конструкция вполне будет уместна и на площадке у многоэтажки, и в тесном дворике частного дома.

Есть в разработке похожая парковка — также на два авто, но более сложная. В ней, чтобы попасть на верхний ярус, надо сначала въехать на специальную поворотную платформу. Разворот и подъем последней осуществляются автоматически. Что характерно: платформа выдвигается на проезд вдоль парковки. Значит, опять-таки экономится место. Технически эта система сложнее парковки зависимого типа. Но владельцы автомобилей верхнего и нижнего ярусов друг другу помешать не могут. А это немаловажный аспект.

Наконец, еще один вид — независимая трехъярусная парковка. В данном случае на месте для одного автомобиля можно разместить три. Из специального приямка выезжает конструкция, на которую и паркуется машина. После чего опускается под землю. В опущенном состоянии парковки практически не видно, и владельцы авто могут быть спокойны: ни вандалы, ни воры до их «ласточек» не доберутся.

Виктор ПАВЛОВ.