Гришаева, М. Уникальные проекты «Могилевтрансмаша» / Мария Гришаева // Веснік Магілева. — 2021. — 22 сентября. — С. 13.
Гордостью могилевчан всегда были и остаются люди труда, сильные заводы и предприятия с богатой историей, корпоративным духом и хорошими перспективами. Завод «Могилевтрансмаш» ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» — одно из уникальных производств тяжелой промышленности нашей страны, один из брендов города на Днепре. Здесь производятся современные мусоровозы, мощные автокраны грузоподъемностью до 40 тонн, а конструкторы готовы взяться за самый сложный заказ.
От сельхозтехники до автокранов
Во время экскурсии по цехам предприятия попадаешь в мир мощной, современной техники — автомобильные гидравлические краны, коммунальная и дорожная, автомобили с кран-манипуляторными установками… Мы часто видим на улицах яркие красные, желтые, зеленые, оранжевые самосвалы — все они сделаны руками могилевских машиностроителей. Как рассказал директор завода «Могилевтрансмаш» Василий Владимирович Хомяков, такое разнообразие больших машин здесь выпускалось не всегда.
История «Могилевтрансмаша» берет начало в 1982 году. Тогда это был завод сельскохозяйственного машиностроения «Могилевсельмаш», который занимался выпуском техники для промышленной заготовки кормов. В 90-е годы начался новый период в истории завода уже в суверенном государстве. Принимается решение о перепрофилировании завода, и с 1994 года он получает название «Могилевтрансмаш». Начинается выпуск прицепной и автокрановой техники. В это время увидел свет первый автомобильный кран грузоподъемностью 15 тонн на шасси Минского автозавода.
Новая страница истории началась в 2005 году, когда могилевский завод вошел в состав ОАО «МАЗ». Работа в составе автомобильного гиганта — это масштабная реконструкция и модернизация предприятия, новые виды востребованной продукции и расширение географии рынков сбыта. Сегодня это страны ЕАЭС, а также Украина, Грузия, Узбекистан, Вьетнам, Куба, страны африканского континента и Латинской Америки.
Техника завода «Могилевтрансмаш» постоянно участвует в международных специализированных выставках. Например, новые образцы были представлены на выставках СТТ-2021 и Comtrans-2021 в Москве — знаковых и самых крупных на территории стран ЕАЭС.
Сердце предприятия
В конструкторском отделе благодаря таланту, профессионализму, силе мысли рождаются уникальные модели техники. Отдел главного конструктора завода Павла Анатольевича Каранкевича насчитывает 48 человек и выполняет весь комплекс работ от проектирования до сертификации изделий.
Специалисты работают над новыми моделями техники и улучшают их потребительские характеристики: это снижение снаряженной массы, внедрение пакета дополнительных опций, совершенствование эргономики, развитие модельного ряда техники в различных ценовых сегментах рынка («бюджет» и «премиум»).
Сплав опыта и молодости (средний возраст — чуть более 35 лет) позволяет достигать хороших результатов. Отдел постоянно пополняется молодыми специалистами из БРУ, также на заводе создана профильная кафедра БРУ, где проходят ознакомление с производством все студенты автомеханического и машиностроительного факультетов.
Наша техника — наша гордость
Сегодня на «Могилевтрансмаше» выпускаются сотни моделей и модификаций техники, в том числе навесного оборудования, которое устанавливается на шасси МАЗа, прицепной техники, специальной и грузовой.
Это бортовые и тентованные прицепы и полуприцепы, которые составляют основу прицепного состава, грузоподъемностью от 5 т до 27 т, самосвальные прицепы и полуприцепы объемом до 40 м3. Они имеют широкое функциональное назначение и в составе автопоездов с автомобилями МАЗ могут использоваться в различных сферах. Большая номенклатура прицепов и полуприцепов специального назначения: панелевоз, металловоз, щеповоз, которые имеют специфическую область применения.
Сегмент специальной автомобильной техники в основном представлен грузоподъемной (автокраны), высотной (автоподъемники), коммунальной (мусоровозы, машины для содержания дорог).
Выпускается широкая линейка мусоровозов с задней загрузкой, мусоровозов с боковой загрузкой, контейнерный мусоровоз. Сейчас на заводе производится по 10 мусоровозов в месяц, около 250 единиц уже реализованы коммунальным предприятиям страны, есть заказы из Молдовы и Казахстана. Наиболее удачной и востребованной оказалась модель мусоровоза с задней загрузкой на 17 м3. В 2020 году был изготовлен мусоровоз для работы с заглубленными контейнерами с манипулятором, который эксплуатируется на могилевском Спецавтопредприятии.
Грузоподъемная техника представлена кранами грузоподъемностью от 16 до 40 тонн со стрелами овоидного сечения и возможностью применения различных дополнительных опций (кран-подъемник, удлинитель стрелы, система съемных противовесов). Краны с овоидным сечением — разработка конструкторов завода, они имеют стрелу усиленной конструкции, закругленной формы, что значительно улучшает технические характеристики при эксплуатации. Такие краны востребованы. А наиболее ходовыми на сегодняшний день остаются краны грузоподъемностью 25 тонн. Совместно с китайскими коллегами налажено производство уникальных автокранов грузоподъемностью 60 тонн. Высотная техника представлена подъемниками с высотой подъема от 17 до 40 м.
Люди труда — главное богатство
На «Могилевтрансмаше» сегодня трудится более двух тысяч человек. Большой коллектив — всегда большая ответственность, а вместе с тем — грамотная кадровая политика и продуманный коллективный договор. Каждый работник ощущает поддержку профсоюзного комитета и руководства, а тон задает управляющая компания холдинга «Белавтомаз».
Как рассказал председатель профсоюзного комитета Михаил Михайлович Прохоренко, поддержка оказывается семьям при сборе детей в школу, многодетным семьям, а зарплата выплачивается вовремя и двумя частями. Только этим летом около 150 детей работников предприятия отдохнули и оздоровились в лагере «Зубренок», причем родители оплачивают лишь 10% стоимости путевки, а многодетные семьи — 5%. Также предоставляется возможность, рассчитываясь пропуском, приобретать продукты или питаться в столовой — ежемесячно на счет каждого работника дополнительно к зарплате поступает по 50 рублей. Команды завода — постоянные участники городских и профсоюзных мероприятий, спортивных состязаний.
— Завод в числе немногих в городе имеет на балансе собственное общежитие, а поэтому предоставляет жилье молодым специалистам и семьям работников, — рассказывает заместитель директора по кадрам, режиму и идеологической работе Виталий Викторович Панков. — На «Могилевтрансмаше» работает свой здравпункт, где не только можно пройти медкомиссию или получить необходимую медпомощь, но и по предварительной записи сделать прививку от коронавируса.
К слову, всем своим работникам, кто переболел этой коварной болезнью, выплачивалась и выплачивается денежная компенсация. Также к услугам работников — химчистка с современным оборудованием.
Мария ГРИШАЕВА