Викентьев, В. Увидеть Лёву с Могилева : [прогулка по Могилеву] / Виктор Викентьев // Спортивная панорама. — 2021. — 5 ноября. — С. 8—9.
Могилёвщина часто презентует новые туристические маршруты. Сегодня расскажем про Могилёв. Этот город явно недооценён на отечественной туристической карте, но в последние годы ситуация меняется.
Сюда удобно добираться и тут есть что посмотреть. Выставки в подземных переходах и под мостами, трубадур Могислав в ратуше, популярные музыкальные фестивали или праздники мыльных пузырей и драников, скульптуры львов на мостах как в Париже или Санкт-Петербурге. Также действующий женский монастырь и католический храм былой Российской империи, который являлся главным на просторах от Бреста до Иркутска.
Как и Гродно, Могилёв один из самых древних наших городов. Поспособствовало этому удобное географическое положение и наличие судоходной реки. Сложилась настолько богатая и интересная история, что для туристической рекламной кампании не нужно сочинять легенды, они жизнью написаны. В своё время Могилёв считался крупнейшим торговым узлом на востоке ВКЛ. Не было больше на наших землях города, который бы имел целых три пояса укреплений. В XVI веке его считали богатейшим городом восточных земель Великого Княжества Литовского. В XVIII веке — днепровской жемчужиной Речи Посполитой. После Могилёв был одним из красивейших губернских городов Российской Империи. И какие чудные перезвоны устраивались тогда на колокольнях многочисленных церквей: Спаса, Ильи, Успения, Николы, Троицы, Рождества Богородицы, Вознесения Господня, Козьмы и Дамьяна, расположенных по городскому периметру.
«Маленькая Прага» — так назвал Могилёв белорусский этнограф и политический деятель Иван Луцкевич, впервые оказавшись в городе. Но если и абстрагироваться от набивших оскомину эпитетов про «жемчужины», «Праги» и «Швейцарии», то следует признать, что вплоть до начала XX века Могилёв действительно изобиловал сакральной архитектурой, пока её не растерял в ходе военных и революционных событий. В относительно небольшом городе (он тогда ещё не занимал территорию другого берега Днепра) насчитывалось 26 православных храмов, 6 католических костёлов, несколько десятков синагог, лютеранская кирха. И несчётное множество красивых и оригинальных зданий с интересной историей. С годами Могилёв оброс яркими легендами: почва для них имелась благодатная. Говорят, что с балкона в центре города сам Александр Пушкин читал стихи и поливал улицу шампанским. На сцене местного театра пел Фёдор Шаляпин и играла Вера Комиссаржевская. Именно из Могилёва руководил русскими войсками во время Первой мировой войны царь Николай II. Конечно, грустно осознавать, что большинство своих ярких архитектурных шедевров, которые здание за зданием город создавал на протяжении 750 лет своего существования, было уничтожено во времена революции, Второй мировой войны или после неё. То, что сохранилось — историческая застройка времён Российской империи.
В своё время Могилёв мог и вовсе стать белорусской столицей. В 1938 году в связи с подобной перспективой тут провели масштабную реконструкцию. Были построены Дом Советов (подобно минскому и по проекту того же архитектора), кинотеатр «Родина», здание НКВД (сейчас там располагается Белорусско-Российский университет), гостиница, ряд многоэтажных жилых домов. Но потом, когда в результате военно-политических событий 1939 года, граница оказалась отодвинутой от Минска к Бресту, тема переноса столицы в Могилёв потеряла актуальность.
Сразу бросается в глаза, что это очень зелёный город. Здесь более 40 скверов, три парка, два лесопарка. Они занимают около 3 тысяч гектаров городской территории. Застраивать эти площадки высотками или бизнес-центрами, как это нередко практикуется в столице в городе на Днепре пока не намерены. Хотя современные здания тут тоже активно возводятся.
Начинать же знакомство с городом лучше всего с улицы Ленинской. Она известна ещё с XVI века. Звалась и Ветряной, и Большой Садовой, и Инженерной, с 1919 года получила своё нынешнее название. Находится в самом центре, на ней уцелело
довольно много (а по отечественным меркам и вовсе рекордное количество) зданий XVIII — XIX веков. К тому же с 2004 года эту улицу сделали удобной для прогулок, она стала пешеходной. Ленинская улица — своеобразный живой музей. Только без академической безжизненности, в её старинных домах живут люди, расположены офисы, магазины, кафе, учебные заведения, тут любят проводить время уличные художники и музыканты.
В самом её начале находится здание бывшей городской управы. Это один из уникальнейших в Беларуси по своему замыслу и воплощению объект. Очень популярный у могилевчан и туристов. Сейчас там расположен Дворец гражданских обрядов, или по-простому ЗАГС. Рядом разместился ещё один воссозданный памятник архитектуры XVII-гo века — городская ратуша. С её обзорной площадки хорошо просматривается весь город. Отсюда в своё время любовались Могилёвом Екатерина II, австрийский император Иосиф II и царь Николай II. Ратушу поначалу возвели деревянную, но, замучившись отстраивать после каждого пожара, в конце XVII века решили построить её из камня. Восьмигранное здание каменной ратуши высотой 46 метров на Торговой площади (нынешней Площади Славы) появилось в 1679 году. За свою историю оно, как и её деревянные предшественницы, тоже не раз подвергалось разрушениям, но непременно восстанавливалось. Были шансы на восстановление и после последней войны, даже соответствующий проект был готов. Но в итоге взорвали и снесли подчистую. Ту, что видим сейчас, возвели в 2008 году. Дух времени она передаёт неплохо. Больше всего привлекает двумя оригинальными вещами: башенными часами, механизм которых в действие приводят тяжеленые гири, и фигурой мальчика-горниста Могислава, как его прозвали горожане. Трижды в день механический Могислав» трубит с балкона ратуши: в полдень, в восемь вечера и в момент, когда в городе заходит солнце. Помимо обзорной площадки в ратуше расположен Музей истории города. Правда, билеты на эти объекты необходимо приобретать по отдельности.
Здание областного драм-театра — единственное в стране уцелевшее до наших дней театральное строение XIX века. У него особая архитектура и судьба интересная. Считается старейшим театром в Беларуси (кто так думает о Купаловском, будет неправ, театр в Минске появился на 2 года позже). Могилёвский театр самый первый на белорусской, для которого возвели отдельное здание. Местный губернатор Александр Дембовецкий (ряд историков считают его внебрачным сыном Александра II) активно продвигал для своего города подобную новостройку. Денег в казне на театр, разумеется, не находилось, рассчитывать пришлось на добровольные пожертвования. В итоге возведённый по проекту инженера-архитектора Камбурова театр из красного кирпича появился в рекордно короткие сроки. Внешне и внутренне здание выглядело весьма внушительно и нарядно.
В советское время был период, когда актёров отсюда перевели в Минск, а само здание оказалось заброшенным. Тогда оно только чудом избежало сноса — общественность отстояла. В 90-е годы там велась реставрация. В итоге театр сейчас «блестит» как новенький. При ремонте оказалось, что красный кирпич у нас уже нигде не выпускают, завозили его из Прибалтики.
Ещё город ныне заполонён скульптурами львов. И не случайно, ведь этот зверь является символом города. Главный импровизированный талисман находится на улице Миронова — бронзовая скульптура львёнка Лёвы с мобильником и гербом города на торсе. Местные жители бесхитростно прозвали его «Лёвой из Могилёва». Куда более массивные скульптуры украшают Пушкинский мост. Там постарались возвести не простой памятный знак, а сделать уникальный арт-объект, который и гостей привлечёт, и город прославит. По оформлению своего моста Могилёв находится в одном ряду с Парижем и Санкт-Петербургом, правда, в тех городах мостов со львами гораздо больше. Зато тут, над Днепром, львы должны простоять лет пятьсот, не меньше — такую гарантию выписал скульптор Андрей Воробьёв. Кстати, прототипом для его бронзовых львов послужил знаменитый Джон из цирка братьев Запашных — альбинос, весьма редко встречающийся в природе.
Чтобы попасть к тем львам с центральной площади, предстоит спуститься в подземный переход, на стенах которого изображены ключевые моменты городской истории. Минчанам, привыкшим к своим абсолютно пустым переходам, могилёвский может показаться необычным. Там на стенах расположены витрины с фотографиями города в исторически выверенном хронологическом порядке. Демонстрирующие, как менялся Могилёв по ходу истории. Здесь же и наглядная иллюстрированная карта с основными городскими достопримечательностями. Словом, получился своеобразный туристический информационный центр и импровизированный музей.
Недалеко оттуда и до Свято-Никольского монастыря. Он действующий, и там сейчас около двадцати сестёр. Но посетителей на территорию пускают. Смотреть там есть что. Собор 1669 — 1672 годов постройки ЮНЕСКО и вовсе включило в список наиболее ценных сооружений в стиле барокко.К сожалению, в советский период местные фрески затёрли, чудом уцелел лишь величественный центральный иконостас. Недавно в городе волею случая обнаружили прижизненный портрет Николая Второго. Освятив как икону, поместили в монастырский храм.
На мой взгляд, «царскую» тему, как и события Первой мировой войны, в городе для его туристической привлекательности можно было бы использовать и масштабнее. Поводов хватает. У Могилёва тут карт-бланш, который с натяжкой могут повторить разве что Барановичи. В Первую мировую в городе два с половиной года находилась Ставка Верховного Главнокомандующего — как раз на месте нынешней площади Славы. О чём информирует там небольшой памятный знак. Но он не может привлечь к исторической теме, как хотелось бы. Под Ставку, где одних штабных офицеров насчитывалось больше тысячи, были задействованы буквально все помещения в центре, включая ратушу. В здании губернского правления находился рабочий кабинет главнокомандующего, которым являлся император. В доме губернатора располагались квартиры генералитета, в том числе и покои Николая II. Кстати, царская семья, за исключением наследника Алексея, жить при ставке не имела права. Ей отвели место в вагонах литерного поезда, стоявшего на отдельном пути у вокзала. В здании нынешнего краеведческого музея находились службы дежурного генерала, управления путевыми сообщениями, морскими делами и связи.
Ещё Могилёв на слуху у поклонников музыки. Привлекает не только уличными музыкальными виртуозами. Город прославился масштабными музыкальными праздниками. Международный фестиваль «Золотой шлягер» ведёт свою летопись с 1995 года. Семь лет его считали крупнейшим фестивалем ретро-музыки во всей Европе. Именно его площадкам доверили свои заключительные выступления в творческой карьере такие мастера, как Виктор Вуячич, Валерий Ободзинский, Анатолий Соловьяненко. Быстро обрёл популярность и проводимый в Могилёве фестиваль духовной музыки «Магутны Божа». Главным центром его проведения был выбран костёл Успения Пресвятой Девы Марии. Храм и сам по себе достоин внимания, это яркий памятник архитектуры в стиле западноевропейского барокко. В храме уцелела шикарная фресковая роспись, сделанная в 1765 — 1780 годах. Это один из самых развёрнутых фресковых циклов, имеющихся в Беларуси. Огромной ценностью являлся музыкальный орган необычной конструкции с керамическими трубами. В советские времена костёл закрывали, в те времена бесследно исчез и уникальный орган.
В 1990 году храм возвратили верующим, была проведена его реконструкция. Костёл со стороны не так просто заметить, сфотографировать «во весь рост» его сложно, так как он плотно окружён домами и постройками. Но вид у него величавый. Может именно поэтому в 1772 году Екатерина II, объявляя о создании в Российской империи католической Белорусской епархии, её центром определила Могилёв. Позже Белорусская епархия была преобразована в Могилёвскую архиепархию, которой подчинялись все католические приходы России, в том числе и те, что находились в столице.
Ещё могилевчане любят хвастаться, что в их городе единственный в мире памятник Звездочёту. Он находится на Звёздной площади. Конечно, памятник никак не связан с Коперником или Галилеем, его автором является тот самый Владимир Жбанов, чьи фигурки малых архитектурных форм заполонили нашу столицу. Правда, композиция Звездочёта в Могилёве получилась довольно масштабной. Фигуру окружают 12 бронзовых стульев, символизирующих все знаки Зодиака. Мысль сфотографироваться именно в кресле своего знака приходит на ум многим. Ну и с приметами про то, до чего у Звездочёта стоит дотронуться, чтобы исполнилось твоё желание, тут тоже всё в полном порядке. Впрочем, телескоп у Звездочёта всё же весьма необычен: в нём установлен лазер, луч которого прорезает ночное небо ввысь на многие километры. Смотрится эффектно. Жаль, что включают его только лишь по праздникам.
Также в городе предлагают необычный квест. Местные любители поэзии выписали в самых неожиданных местах стихи белорусских классиков. Строки Максима Богдановича мы прочли в арке дома недалеко от Звездочёта. Говорят, всего их 36. Наш гид признался, что ему лично удалось отыскать только пять. «Лёву с Могилёва» найти гораздо проще.
Виктор ВИКЕНТЬЕВ.