Кисляк, О. Кольцо для города : по строящейся вокруг Могилева объездной транспорт пустят уже в этом году / Ольга Кисляк // СБ. Беларусь сегодня. — 2022. — 26 февраля. — С. 11.
По строящейся вокруг Могилева объездной транспорт пустят уже в этом году
45 тысяч кубов цементобетона
Строительство юго‑западного обхода Могилева началось в мае прошлого года. Официальный срок сдачи — 2023‑й. Но — обещают строители — транспорт по объездной пустят уже к концу года нынешнего.
Могилев станет вторым после столицы белорусским городом с кольцевым движением.
Сегодня на объекте вовсю кипит работа. На подсыпке дорожной насыпи, формировании магистрали трудятся строители из Могилева, Гомеля, Минска. Одна за другой подвозят грунт 20‑тонные МАЗы. За день их тут оборачивается 120—140, задействована техника даже из Брестской и Гродненской областей.
Юго‑западный обход — объект сложный. По словам начальника технического отдела РУП «Могилевавтодор» Александра Доманькова, на разработку проекта, общественное обсуждение, экологическую экспертизу ушло около полутора лет. Еще полгода — на то, чтобы расчистить территорию, вырубить лес, вынести коммуникации: линии электропередачи, магистрального газопровода, газопроводов высокого давления.
— Протяженность этого отрезка дороги, который соединит могилевскую и гомельскую трассы — 12 километров, — говорит генеральный директор РУП «Могилевавтодор» Анатолий Лопатин. — Реализуется инвестпроект за счет республиканского бюджета, а обойдется двухполосная дорога в 145 миллионов рублей.
Анатолий Лопатин.
— Работаем круглосуточно, в две смены: с 7:00 до 19:00 и наоборот. До весны надо успеть установить шесть 25‑метровых опор, чтобы в мае приступить непосредственно к укладке полотна, — рассказывает прораб Мостостроительного управления № 1 Могилева филиала ОАО «Мостострой» Виталий Евсеев.
Едем с комфортом
По максимуму перейти на строительство бетонных дорог — распоряжение Главы государства. У них срок эксплуатации намного выше, чем у асфальтированных, они выдерживают большие нагрузки, к тому же при их возведении используется исключительно местное сырье.
Кольцевая — не первая бетонка в регионе. Из такого же покрытия — новый мост через Сож, участок дороги Р‑122 в направлении Чаус. Реконструкция участка длилась два с половиной года: теперь вместо узкой дороги здесь комфортная четырехполоска. На очереди — следующая часть пути — на Чериков.
Победить пробки
Дорога‑дублер в областном центре, первую очередь которой открыли минувшей осенью, тоже бетонка. Первая в городе. Впереди — еще две очереди, с вводом которых общая протяженность дублера составит семь километров. Новый путь позволит транспортному потоку, следующему из Заднепровья, выезжать на Минское шоссе, минуя центральные улицы, на которых часто образуются пробки.
Поток автомобилей, в том числе и транзитных, с каждым годом растет. И новые дороги просто необходимы. В декабре 2021‑го начата реконструкция моста через Березину в Бобруйске на автодороге Кричев — Бобруйск — Ивацевичи, на которую отведено 26 месяцев. Весной на капремонт станет мост через реку Сож на автодороге Чериков — Костюковичи — Хотимск в Черикове. Здесь соорудят понтонную переправу, организуют временный объезд. Масштабный объект — протяженность моста около 500 погонных метров — планируют сдать в 2024 году.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Председатель Могилевского райисполкома Олег Чикида:
— Кольцевая выведет потоки транзитного грузового автотранспорта с городских улиц, позволит решить логистические вопросы резидентам развивающейся свободной экономической зоны «Могилев», другим предприятиям. Выгодно это скажется и на жизни нашего района, разделенного Днепром. Не надо будет пускать сельхозтехнику через город, чтобы добраться на другой берег реки. К примеру, от агрогородка Дашковка до поселка Восход в обход — 80 километров, а напрямую будет 10. Положительно скажется появление новой транспортной артерии не только на экономике, но и на экологии — снизятся загрязнения воздуха, почвы, растительности. А еще это — новые рабочие места: планируем активно развивать придорожный сервис.
ЦИФРА
В Беларуси около 16 тысяч дорог республиканского значения, более 71 тысячи — местного. Около 87 процентов дорог имеют твердое покрытие, в том числе более 56 процентов — усовершенствованное (асфальтобетонное и цементобетонное). За пятилетку будет отремонтировано и построено еще не менее 12 тысяч километров дорог.