Алещенкова, Е. «Учителем нужно родиться» : [учитель географии МГОЛ № 3 Анжела Корнеева] / Елена Алещенкова // Магілёўскія ведамасці. — 2021. — 1 кастрычніка. — С. 1, 4.
Достижения педагога часто рассматривают в прямой пропорциональности к достижениям его учеников. В этом смысле у учителя географии Могилевского государственного лицея №3 Анжелы Корнеевой планка высокая: за 29 лет работы — 48 дипломантов (ее учеников) на областном этапе олимпиады по географии и 13 — на республиканском. Кроме того, в прошлом учебном году по итогам участия в 7-й Европейской географической олимпиаде и 14-й Международной олимпиаде по наукам о земле ученик Корнеевой Леонид Полховский удостоен бронзовой и серебряной медалей соответственно. Сама педагог 5 раз награждена премией Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов.
Лицейские коллеги утверждают, что Корнеева не только отличный учитель, но и хороший классный руководитель, прекрасный человек: класс выпускает всегда самый дружный, умеет раскрыть таланты одаренных детей…
— География должна практически готовить человека к жизни, — рассказывает о своем предмете Анжела Владимировна. — Экология, климатические изменения, геополитика — это то, что касается каждого из нас непосредственно, даже если мы об этом не думаем. И мне кажется, важно научить молодых людей заботиться не только о своих потребностях, жить не одним днем, а думать о будущем своих детей и планеты в целом, о том, что останется после них следующим поколениям. К сожалению, сегодня географию у нас сдают только при поступлении на узкие специальности, — продолжает Корнеева. — А раньше она была в числе вступительных экзаменов во все экономические вузы и на факультет международных отношений. К примеру, в России до сих пор так. А как можно рассуждать об экономике страны, не зная, как развиваются экономики других стран? Поэтому, я считаю, статус географии у нас незаслуженно принижен.
И действительно, если разобраться, география включает в себя очень много разделов, а олимпиада по этому предмету считается одной из самых сложных, поскольку охватывает различные темы: от физической географии до социально-экономической. И здесь пригодятся знания по математике, физике, биологии, химии, истории и другим наукам. А международная олимпиада проходит еще и на английском языке. Кроме того, в этом предмете важно наличие логического мышления, а сейчас у детей сложно с причинно следственными связями. Поэтому найти такого ребенка, который был бы разносторонне развит и мог бы потянуть олимпиаду, — большая удача для учителя, считает Анжела Владимировна.
Сама она никогда не заставляет учеников заниматься против воли, ведь интерес к предмету не может возникнуть из-под палки. При этом одного желания заниматься мало, к успеху может привести только постоянная работа. Не менее важно, чтобы сложились и взаимоотношения между учеником и учителем.
— Им должно быть интересно друг с другом, тогда они смогут понимать друг друга и спокойно воспринимать критику в свой адрес: как учащийся, так и учитель, — говорит Корнеева. — Я всех моих олимпиадников люблю, как родных детей. В каждого вкладываю часть души, может, поэтому получается поддерживать отношения с ними даже спустя много лет.
На вопрос, трудно ли стать настоящим учителем, Анжела Владимировна говорит, что им нужно родиться. Ведь учитель — это не только преподаватель. Это должен быть человек, с которого можно взять пример: он и друг, и наставник, а где-то при необходимости даже может заменить родителя. Все это возможно, если педагог обладает определенными душевными качествами, пониманием психологии человека, а не только знаниями по предмету.
— Учителю отведена очень большая роль в становлении личности ребенка. Другое дело — насколько человек мотивирован работать с детьми, — замечает Корнеева. Сама она бредила учительством еще с первого класса:
— Мне всегда нравились учителя, я ими восхищалась. Мама же была категорически против, чтобы я шла в педагогику. Аргументировала тем, что у учителей нет перспектив (это были 90-е годы), а вот банкир или экономист всегда будет при деньгах и спокойной жизни. Но я ее не послушала и сама пошла подавать документы в БГУ на геофак, хотя на экономический тогда сдавали те же экзамены. Я ни дня не жалею, что стала учителем, чувствую себя абсолютно на своем месте. Не все измеряется деньгами, есть другие ценности, более важные, чему я и стараюсь учить детей: это забота о ближнем, доброта, сострадание, а также умение понимать свое предназначение.