Великая профессия — Учитель, или Завтра День знаний

Великая профессия — Учитель, или Завтра День знаний // Зямля і людзі. — 2022. — 31 жніўня. — С. 7. 

В минувший четверг, 25 августа, состоялась областная педагогическая конференция на тему «Основные направления развития системы образования Могилевской области на современном этапе».

В отчетном докладе, с которым выступил начальник главного управления по образованию Могилевского облисполкома А. Б. ЗАБЛОЦКИЙ, и в выступлениях участников конференции отмечалось, что органами управления, учреждениями образования региона обеспечено стабильное функционирование отрасли, достигнуты определенные результаты.

Система образования Приднепровского края в целом имеет достаточные ресурсы (кадровые, информационные, материальные) для решения основных задач по обеспечению высокого качества работы на уровнях основного, дополнительного и специального образования.

Докладчик, анализируя положение дел в системе образования области, акцентировал внимание на достигнутых результатах и на актуальных задачах, которые необходимо решать в ближайшее время.

В частности, Андрей Заблоцкий отметил, что система образования продемонстрировала готовность и возможность работать качественно и профессионально и сумела обеспечить реализацию государственных программ, направленных на динамичное развитие отрасли.

Нет сомнений в том, что в современных условиях ключевой задачей школы является формирование человека грамотного, гибкого, инициативного, готового жить и эффективно трудиться в открытом информационном обществе. Основным приоритетом является  воспитание патриота своей страны, уважающего традиции и ценности белорусского народа, с активной гражданской позицией, способного противостоять возникающим вызовам и рискам.

Сегодня на первый план выходит воспитательная составляющая образовательного процесса. Все зависит от личности, характера, компетентности и профессионализма педагога. Нужны образованные, нравственные педагоги, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

Отрасль образования области располагает достаточно квалифицированным кадровым составом: 82% педагогических работников имеют высшее образование, 71% педагогов — высшую и первую квалификационные категории. Этот потенциал позволяет в полной мере реализовывать задачи, стоящие перед системой образования.

В текущем году для работы в учреждениях образования области прибыли 425 молодых специалистов. Стоит задача принять исчерпывающие меры, направленные на долгосрочное закрепление их в регионах, в первую очередь позаботиться о предоставлении им жилья и материальном стимулировании.

Не должны формально работать такие инструменты, как наставничество и школа молодого педагога. Символично, что именно в эти дни на Кличевщине накануне учебного года проводится международный фестиваль с участием творческих педагогов из всех регионов области. Присутствуют также коллеги из Брянской и Смоленской областей (70 педагогов со стажем работы до 3 лет).

Одним из приоритетных направлений является работа с семьей. Доверие к школе — главное условие, стимулирующее стремление родителей к сотрудничеству с ней. Воспитательное пространство учреждений образования имеет все для такого взаимодействия: педагогические кадры, социально-педагогическую и психологическую службу, институт классного руководства, работают семейные клубы и родительские университеты.

Школа готова и обязана помогать родителям в решении  проблем ребенка. Готовы ли родители принять эту помощь и, прежде всего, осознать всю полноту ответственности за воспитание собственного ребенка? Не всегда. Зачастую они сами создают атмосферу небезопасности подростку, позволяя ему часами сидеть в Интернете, не вникая и не контролируя его содержание. Поэтому учреждениям образования совместно с семьей необходимо уделять значительное внимание усвоению учащимися правил сетевого этикета, развитию навыков безопасного и ответственного поведения в Интернете, профилактике и предупреждению правонарушений в области информационного пространства.

В наступающем учебном году будет продолжена работа по гражданско-патриотическому воспитанию, ознакомлению с материалами по тематике геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, изучению истории малой Родины. И здесь ключевую роль играет реализация областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе».

Важным событием явилось открытие музея геноцида белорусского народа на базе Могилевского государственного экономического профессионально-технического колледжа. Музей, по мнению Андрея Заблоцкого, должен быть включен в перечень объектов, обязательных для посещения учащимися и педагогами.

Воспитание патриота — это не только привитие учащимся любви к своему краю, это понимание ответственности за сохранение исторической памяти и готовность защищать свою Родину.

С 1 сентября прошлого года начал свою деятельность областной патриотический центр на базе кадетского училища. Подводя промежуточный итог работы Центра, следует отметить высокий уровень активности и взаимодействия как со стороны Центра, так и учреждений образования. В новом учебном году Центр должен посетить каждый юноша 10 класса, стать участником виртуальной экскурсии — каждый учащийся средних и старших классов.

Актуализируя тему военно-патриотического воспитания и защиты Отечества, в новом учебном году необходимо продолжить работу по созданию военно-патриотических клубов на базе воинских частей.

К слову, в этом году более чем в 2 раза увеличилось число детей, посетивших летом профильные оздоровительные лагеря, действовавшие на базе воинских частей. Участниками профильных лагерей стали и трудные подростки.

— Я уверен, — отметил Андрей Заблоцкий, — что отдых в таких лагерях, вовлечение юношей в деятельность военно-патриотических клубов даст учащимся уроки мужества, поможет осмыслить свое поведение, обрести новые правильные жизненные цели. Что особенно актуально в настоящее время, учитывая рост уровня подростковой преступности (на 36,5%) и несовершеннолетних участников преступлений (на 17,2%), а также неослабевающий интерес молодежи к алкоголю и степень вовлечения несовершеннолетних в наркопреступления.

Нормы поведения, отношение к соблюдению Закона постигаются в семье. Вовремя увидеть проблемы семьи и оказать ей содействие — значит, упредить семейное неблагополучие, распад семьи и, как следствие, социальное сиротство.

Здоровый образ жизни, насыщенные будни и досуг, благоприятный микроклимат в семье и личный пример педагогов — формула, которая поможет обезопасить детей от опасных преступных схем, сохранить их жизнь и здоровье.

В вопросах воспитания и защиты прав несовершеннолетних приоритетными задачами в 2022/2023 учебном году являются:

— формирование у учащихся активной гражданской позиции и ответственности на исторических и современных примерах, усиление в сознании молодежи роли традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;

— эффективное взаимодействие с семьей в вопросах воспитания, безопасности жизнедеятельности и профилактики противоправного поведения несовершеннолетних;

— обеспечение четкой межведомственной работы по своевременному выявлению и устранению семейного неблагополучия, возмещению средств на содержание детей.

Государством принимаются меры по улучшению условий для организации образовательного процесса на всех уровнях образования. Наряду с бюджетными ассигнованиями, активно привлекаются средства от приносящей доходы деятельности, а также шефская и спонсорская помощь.

В первую очередь денежные средства направлены на приведение в порядок школьных стадионов, спортплощадок, велодорожек, строительно-монтажные работы по капитальному  и текущему ремонту объектов, а также на работы, связанные с созданием безопасных, оптимальных санитарно-гигиенических условий для организации образовательного процесса учреждений образования области.

Особое внимание уделено укреплению материально-технической базы пищеблоков. Все объекты питания к началу учебного года приведены в соответствие с предписаниями органов госсаннадзора. Выполнены ремонтные работы, функционирует приточно-вытяжная вентиляция, есть необходимое холодильно-технологическое оборудование.

До конца 2022 года планируется завершить поставку 28 кабинетов трудового обучения, 25 3D принтеров, 43 кабинетов биологии.

С целью своевременного обновления парка школьных автобусов и обеспечения безопасного и бесперебойного подвоза учащихся в сельской местности для области в 2022 году предусмотрено приобретение 33 школьных автобусов, 8 из которых уже поступили в районы.

Для дальнейшего качественного обеспечения образовательного процесса необходимо:

— принять исчерпывающие меры по созданию безопасных условий пребывания учащихся и работников учреждений образования, ограничению доступа посторонних лиц, исключению возможности создания предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций;

— принять дополнительные меры по укреплению материально-технической базы учреждений образования за счет внебюджетных средств, а также по увеличению объема привлеченных денежных средств на укрепление материально-технической базы учреждений образования.

За последние 10 лет сеть учреждений общего среднего образования претерпела серьезные изменения. В текущем году районными исполнительными комитетами приняты решения о закрытии еще трех и реорганизации шести школ.

Наличие большого количества малокомплектных учреждений требует продолжения системной работы по оптимизации сети. Подход к ликвидации учреждений образования должен быть взвешенным. Нельзя допустить, чтобы непродуманные действия негативно сказывались на развитии сельских регионов, ущемляли права учащихся, их законных представителей и педагогических работников, приводили к социальному напряжению в среде учителей.

Комплексно решать задачу повышения интереса к изучаемым предметам, активизации познавательной деятельности сегодня позволяет сформированная система работы педагогов по выявлению, поддержке и развитию творческих способностей детей, умелое сочетание урочных и внеурочных мероприятий.

По итогам 2021/2022 учебного года 69% школьников имеют высокий и достаточный уровни знаний. Средний балл аттестата 8,5 балла и более имеют 37,5% выпускников средней школы, аттестаты особого образца с награждением золотыми (серебряными) медалями получили 397 выпускников XI класса, свидетельства об общем базовом образовании с отличием — 573  выпускника IX классов. Выпускниками получено двадцать 100-балльных результатов, причем двое ребят (из Кировска и Горок) получили по 100 баллов по двум предметам. Эти результаты — следствие высокой мотивации учащихся, уровня их подготовки, профессионализма педагогов.

Стабильно на высоком уровне в течение последних лет выступают наши учащиеся на заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. В олимпиадном рейтинге 2022 года Могилевская область заняла третье место среди областей республики, завоевав 90 дипломов — это лучший результат за последние 10 лет! Лидером в олимпиадном рейтинге является УО «Могилевский государственный областной лицей № 3» (11 дипломов). Учащиеся УО «Могилевский государственный областной лицей № 1» и  ГУО «Гимназия № 3 г. Могилева» получили по 5 дипломов.

Среди регионов лучший результат показали учащиеся учреждений образования Могилева (31 диплом), Бобруйска (17 дипломов), Круглянского (4 диплома из 6 участников), Кировского, Кличевского и Осиповичского районов (по 3 диплома, 4, 4 и 7 участников соответственно).

В целях совершенствования системы работы с одаренными и высокомотивированными учащимися продолжат функционировать районные и областные ресурсные центры, творческие группы педагогов для подготовки учащихся области к республиканской олимпиаде по учебным предметам. Необходимо искать новые формы взаимодействия с региональными ВУЗами.

В новом учебном году продолжат функционировать 10 и 11 классы педагогической, аграрной, спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности.

Говоря о профессиональном образовании, следует отметить, что оно представляет собой важнейший ресурс модернизации производства и укрепления экономики области, в развитии которого призвана участвовать не только система образования, но и все общество.

В 2022 году подготовлено 3,1 тыс. рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием и 2 тыс. специалистов со средним специальным образованием.

Ожидается, что проводимая оптимизация системы среднего специального и профессионально-технического образования позволит повысить престиж рабочих профессий, свести до минимума различия в траектории профессионального обучения молодежи.

В перспективе — создание региональных колледжей и центров компетенций для подготовки специалистов с высокими рабочими разрядами, открытие подготовки по новым специальностям на уровне среднего специального и профессионально-технического образования в соответствии с заказом отраслей экономики.

Особое внимание уделяется подготовке кадров для нужд сельского хозяйства. При отсутствии своевременного заказа организаций для обучения на основе общего базового образования необходимо шире использовать обучение по программам дополнительного образования взрослых, четко определить требуемый уровень образования молодого специалиста (высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование).

Приоритетными задачами в новом учебном году являются:

— взаимодействие учреждений и организаций по прогнозированию кадров с участием местных органов управления в формировании заказа на подготовку и решении вопросов трудоустройства молодых специалистов;

— выстраивание системы профессиональной подготовки с учетом создания новых типов учреждений, включая укрепление и развитие материально-технической базы учреждений образования, расширение функций центров компетенций.