Везет не конь, везет дорога

Кубека, В. Везет не конь, везет дорога / Виктор Кубека // Магілёўскія ведамасці. — 2022. — 28 кастрычніка. — С. 12.

Действительно, сидя за рулем и проезжая по современной автомагистрали, человек не вспоминает о том, что комфорт такой езды создают, в первую очередь, труженики, проложившие ее так, что автомобиль словно плывет по дорожному полотну. И наоборот, все шишки начинают сыпаться на головы дорожников, если путь в неровностях, колдобинах и асфальтных трещинах.

— Иногда такие сетования кажутся обидными, хотя и понятными: белорусы, в том числе и жители Могилевщины, в последние годы привыкли к комфортной езде, — рассуждает заместитель генерального директора Сергей Аркадьевич Тылец. — Наш коллектив численностью 720 человек отвечает за состояние более 2,5 тысячи километров республиканских автомагистралей. И старается делать все, чтобы не получать таких нареканий. Ведь для нас, как мы говорим, дороги — не объекты, а путь вперед и состояние души.

С учетом сложности и интенсивности дорожного строительства РУП «Могилевавтодор» большей частью выступает в качестве заказчика.

Сейчас, как стало известно из дальнейшей беседы, ко Дню Октябрьской революции будет введен в строй последний участок — более 11 километров — объездной вокруг Могилева дороги, получившей номер М15, который замкнет автотранспортное кольцо вокруг города. Своеобразная МКАД (Могилевская кольцевая автодорога) позволит направить транзит вне городских улиц, а автомобилистам выбирать кратчайший и самый удобный путь в любом направлении. Кстати, это первая такая объездная дорожная система вокруг областного центра, если исключить Минск.

Проложен «финишный» участок в бетонном исполнении, что говорит не только о комфортности, но и о большей прочности и долговечности. Причем движение по новому отрезку дороги начинается значительно раньше, чем установлено сроками строительства: дорожники постарались. Хотя при строительстве пришлось наводить два моста через Днепр и Вильчанку, а также прокладывать путепровод через железнодорожную линию. Но правильный выбор схемы строительства — одновременной прокладки дорожного полотна и возведения мостовых сооружений — позволил значительно сократить сроки работ, не утратив при этом их качества.

— Помимо того, что «Могилевавтодору» приходится выступать в качестве заказчика на крупное новое строительство, — заметил Сергей Тылец, — самостоятельно ведем реконструкцию тех участков и дорожных сооружений, которые этого требуют. Сейчас начаты работы по прокладке путепровода на железнодорожной ветке Кричев — Бобруйск — Ивацевичи. Прежнее сооружение имело ограничение по осевой нагрузке при проезде по нему. После обновления эти ограничения будут сняты и здесь беспрепятственно пойдут любые большегрузы.

Судя по другим объектам, на которых ведется либо строительство, либо реконструкция, а то и капитальные ремонты в хозяйстве «Могилевавтодора», здесь вплотную занялись приведением в порядок мостов и путепроводов. Такие работы идут в Бобруйске и Черикове через Березину и Сож. Капитальный ремонт нынче запланирован еще на шести мостах, два из которых уже, что называется, в строю, а еще вместо двух на малых реках по новым технологическим требованиям положены в дорожное полотно трубы большого диаметра. Одновременно на мосту и путепроводе в Быхове также проходят капитальные ремонты.

Вообще производственная программа «Могилевавтодора» внушает уважение. Все объекты, уже введенные в строй-или близящиеся к завершению, даже перечислить трудно. В их списке только мостов числится десять. 2,5-километровый участок гравийки на дороге Славгород — Краснополье «одет» в асфальт. Отремонтировано 106 километров асфальтового покрытия. Причем зачастую, где это возможно, с применением новейших технологий и использованием холодных литых асфальтобетонных смесей. А чтобы иметь возможность внедрять их шире, предприятие постоянно обновляет технический парк. Нынче, скажем, закуплено 5 МАЗов, другая дорожная техника. С ее помощью 9 филиалов, или дорожно-эксплуатационных управлений, успешно проводят комплекс круглогодичных работ по ремонту и содержанию основных автомагистралей на территории Могилевщины. Крупнейшие из них — ДЭУ-74 (Белыничи), которым руководит Андрей Колосов, ДЭУ-72 (Бобруйск), возглавляемое Игорем Лепешковым, ДЭУ-71 (Могилев) и ДЭУ-73 (Осиповичи), их напальники — Сергей Свирейко и Николай Ивашко соответственно. Нетрудно догадаться, что они обслуживают самые бойкие участки автомобильных дорог. Поэтому и нагрузка на них выше. Однако все подразделения предприятия успешно справляются с производственными программами и даже перевыполняют их.

С наступлением осенне-зимнего периода напряженность труда у дорожников не уменьшается. Помимо работ по завершению значимых объектов, к концу подходит подготовка к сложному этапу содержания дорожной сети в зимних условиях. Готовится запас противогололедных материалов, холодной органоминеральной смеси для ямочного ремонта зимой. В напряженном круглосуточном графике будет работать диспетчерская служба.

Конечно, в достижении производственных успехов помогает и трудовое соперничество. Особенно остро оно проходит между коллективами 33 линейно-дорожных дистанций. Накануне профессионального праздника в «Могилевавтодоре» назвали его победителя. Им стал коллектив осиповичской ЛДД, которым руководит Артем Артемчик. В числе призеров и коллеги из белыничской №741 и быховской №761 линейно-дорожных дистанций, где начальниками соответственно Николай Бурый и Владимир Боровой. Нынче они сработали с более высокими результатами.

Однако умелых, опытных и мастеровитых тружеников, отмеченных и государственными и отраслевыми наградами, в коллективе предприятия немало. Медалей «За трудовые заслуги» в разные годы удостоены генеральный директор Анатолий Иванович Лопатин, начальник линейно-дорожной дистанции №752 дорожно-эксплуатационного управления №75 Галина Ивановна Корнейчук, главный механик ДЭУ-79 Сергей Федорович Остапенко.

Отраслевыми наградами -знаком отличия Минтранса «Почетный транспортник» и знаком «Почетный дорожник Беларуси» — отмечены 28 и 80 тружеников коллектива соответственно. Это ли не свидетельство высокого профессионализма, трудолюбия и верности избранному делу!