Творил под крылом «Чайки»

Заболотских, Е. Творил под крылом «Чайки» : выставка работ Витольда Бялыницкого-Бирули открылась в Москве / Евгения Заболоцких // Союзное государство. — 2022. — № 4—6. — С. 156—159. 

Выставка работ Витольда Бялыницкого-Бирули открылась в Москве. Она приурочена к 150-летию народного художника Беларуси и России

Евгения ЗАБОЛОТСКИХ

Экспозиция открылась в Галерее искусств Зураба Церетели. Организаторы выставки — Российская академия художеств, Национальный художественный музей Республики Беларусь совместно с Химкинской картинной галереей им. Горшина и Постоянный Комитет Союзного государства.

«Я всегда с новым и большим удовольствием смотрю на ваш косогор с избами, занесённый снегом; люблю эти бережки, белыми краями отражающиеся в горной речке… Я так привык освежаться душой перед вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы», — писал Илья Репин Витольду Бялыницкому-Бируле. Он был его учителем, товарищем и в некотором роде кумиром. И оказался прозорлив.

Точнее о произведениях белорусско-российского художника и не скажешь.

В четырёх залах Галереи Зураба Церетели гостит более 60 картин. Работы приехали в основном из Национального художественного музея Беларуси. Шесть работ пейзажиста привезли из Химкинской картинной галереи.

— Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля был наделён талантом пейзажиста-лирика, принимал участие в работе Товарищества передвижных художественных выставок, был членом Академии художеств СССР, получил звания народного художника Белорусской ССР и народного художника РСФСР. Его произведения хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Вклад Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули в укрепление общности культур народов Беларуси и России и весомый вклад в развитие русского импрессионизма сложно переоценить, — отметил в своём приветствии Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. — Это один из ярких живописцев, ставший свидетелем смены эпох, через которые братские народы России и Беларуси проходили вместе.

Ледокол и ГЭС

О творчестве Витольда Бялыницкого-Бирули мы поговорили с куратором выставки, ведущим научным сотрудником отдела зарубежного искусства Национального художественного музея Беларуси Юлией Лисай.

Значительное место в нынешней экспозиции занимают северные пейзажи. Впервые Бялыницкий-Бируля отправился на край света в 1933 году. В то время активно осваивается Север.

— Можно сказать, был настоящий ажиотаж вокруг Арктики, бешеную славу обрезает ЭПРОН, поднимавшая затонувшие корабли, — рассказывает искусствовед. — Бялыницкий едет в Кандалакшу и присутствует при поднятии ледокола «Садко». Затем отправляется в Кировск к апатитовым горкам. Если в 1924 году открыли рудники, то к 30-м годам строили уже целый город с «Нивой ГЭС-2».

В 1935 году Бялыницкий-Бируля, как и другие художники, готовился к Всесоюзной выставке «Индустрия социализма». Заказы шли от оргкомитета и Союза художников. И они же устраивали туры для живописцев по союзным стройкам.

— Витольд Каэтанович съездил пару раз на юг, но он ему как живописцу не подошёл, — продолжает Юлия Лисай. — Жгучее солнце, яркий синий — не его палитра. Ведь Бялыницкий складывался как художник другого направления: настроение в пейзажах Тверской губернии, особенно в ранних, левитановское. Серая жемчужность, сложная, с фиолетовыми и голубыми тонами.

Пять жизней

Отдельное место на выставке отдано мемориальным пейзажам. Бялыницкий-Бируля считается их основоположником. В 52 года он явил советской живописи новый жанр. Художник писал места, где жили и работали Владимир Ленин и Иосиф Сталин, Александр Пушкин и Лев Толстой, Пётр Чайковский.

В январе 1924 гола не стало Владимира Ильича, и уже весной Бялыницкий-Бируля отправился в Горки и написал серию картин, где есть комната Ленина, аллея, по которой он любил бродить.

В 1928 году пришёл черёд Толстого. Художник создал цикл пейзажей к 100-летию со дня его рождения. В их числе, конечно, и Ясная Поляна.

В 1937 году, внимание приковано к Пушкину. Отмечалось 100-летие со дня его смерти, и художник отправился в Святогорский монастырь, где поэт нашёл последний приют. Оттуда Бялыницкий-Бируля писал дочери: «Нет слов! Да и не подберёшь их, чтобы рассказать о переживаниях и охватившем меня волнении, ведь сердце билось, как крылья подстреленной птицы, когда подымался по старым, совершенно серым от мха плитам лестницы, ведущей к могиле».

Родился цикл картин: село Михайловское, домик няни Арины Родионовны, аллея со скамейкой, на которой любил сидеть поэт.

Годом позже Бялыницкий-Бируля готовился к большой выставке «Сталин и люди Советской страны». Она проходила в Третьяковской галерее. Показывали больше 1000 работ. Конечно, надо было не упасть в грязь лицом. И художник отправился за вдохновением. На родину вождя — в Грузию, а именно в местечко Гори, где тот появился па свет. И стал первым художником, который запечатлел родину Сталина.

— «Город Гори» появился в 1938 году, — объясняет Юлия Лисай. — Скорее всего, Бялыницкий имел персональное приглашение писать для выставки, поскольку она была регламентирована согласно канонической биографии Сталина. Один из разделов выставки — виды Грузии. Из Гори Бялыницкий привёз этюды. Пыльные, я бы сказала, в отличие от северных — красивых, чистых по тону, колориту?. На выставку попал диптих: «Гори старый» и «Гори новый». Они отличаются ракурсами. Первая работа — вид со стороны реки Куры на старую крепость, на второй картине — взгляд с противоположного берега на строящийся новый город.

В 1942 году мысли художника занял Чайковский. Композитору? посвящено немало работ. В том числе «Клин. Дом Чайковского», «Задумчивые дни осени».

Двери нараспашку

В четвёртом зале экспозиции — виды легендарной усадьбы «Чайка». Белый дом в стиле модерн появился на берегу озера Удомля Тверской губернии в 1912 году. Строительство началось с лёгкой руки друзей-художников. Рекомендовал сделать это Николай Богданов-Бельский. Примерно к тому же призывал и Илья Репин: «Для плодотворной творческой работы вам необходимо спокойное живописное место, обособленный уголок, где вы могли бы работать, заниматься охотой и запастись впечатлениями от нетронутой природы».

Витольд Каэтанович, конечно, прислушался к советам.

В белоснежную «Чайку» нескончаемым потоком съезжались гости. В основном друзья-художники: Богданов-Бельский, Александр Моравов, Алексей Степанов, Константин Коровин, Абрахм Архипов. Заглядывали музыканты, писатели.

— По воспоминаниям, дом был нараспашку, двери бесконечно открыты,— рассказывает Юлия Айсай. — Щедрый, радушный хозяин. Могли позвонить совершенно незнакомые люди и сказать: «Мы по рекомендации такого-то, который у вас гостил. Хотели бы приехать на лето». И Бялыницкий принимал их.

Он был ещё и душой компании. В голодные годы поил гостей чаем с сухарями гак, будто угощал деликатесом. С местными мужиками ходил на медведя. И приглашал охотников отобедать. Иногда соседи заглядывали без приглашения. Обеды начинались в пять вечера и затягивались до пяти утра.

В годы революции «Чайка» стала для Бялыницкого-Бирули островком спасения. Когда частные дома повсюду национализировались, она уцелела. Возможно, благодаря тому что в 1919 году Бялыницкий открыл при даче художественную школу для крестьянских детей. Каждое лето собиралось больше 100 учеников…

В 2015 году «Чайка», где было написано множество замечательных пейзажей, обрела новую светлую жизнь. Её отреставрировали, а в парке рядом высадили 85 кустов сирени — по количеству лет, прожитых художником.

Весна на Белой даче

Есть на выставке и белорусские работы художника. Светлые, весенние. Бялыницкий-Бируля приехал на родину вместе с супругой в 1947 году, остановился на Белой даче под Минском. Взволнованно писал: «Сейчас, когда я снова увидел родные края, которые так пострадали от нашествия врага, мне с ещё большим рвением хочется перенести чудесный образ возрождающейся страны».

И в его полотнах во всей красе предстала живописная природа Беларуси. Несколько этюдов позже он превратил в полноценные картины: «Минские околицы. Белая дача», «Яблони в цвету», «Сенница». Тут, как и в «Чайке», он стал собирать гостей.

— Эти дружеские встречи вселяли в меня веру, что я необходим своей Родине, — писал художник.

Как-то в числе тех, кто пришёл, оказался писатель и драматург Якуб Колас. Просидели до утра. И вскоре родилось произведение «Вновь зацвела весна», от которого так и исходит аромат цветущих яблонь и тепло пробуждающихся полей. И в том же году появилась работа «Зазеленели белорусские берёзки».