Лучше один раз увидеть, или Маршруты для любознательных

Емельянова, О. Лушче один раз увидеть, или Маршруты для любознательных / Ольга Емельянова // Веснік Магілёва. — 2022. — 24 августа. — С. 11.

Промышленный туризм в Беларуси становится все более популярным. На отечественных предприятиях можно посмотреть, как варят шоколад, собирают самосвалы и тракторы, выдувают стекло. Многие крупные заводы открыли цеха для туристов. А как обстоят дела в нашем городе?

— Предприятия областного центра развивают это направление давно. Правда, пандемия на пару лет приостановила эту работу, — рассказывает руководитель Могилевского агентства регионального развития Евгений Якимов. — Сегодня экскурсионная деятельность вновь набирает обороты. Интерес у всех разный: студенты хотят «пощупать» будущую профессию, школьники — расширить горизонты знаний, а для производств это реальная реклама, чтобы люди, покупая продукцию, знали, где, как и чьими руками она сделана.

И все же наиболее развивающееся направление — производственные экскурсии для бизнес-делегаций. Его практикуют почти все крупные предприятия Могилева.

Бизнес-экскурсии

Ассортимент выпускаемой ОАО «Могилевский мясокомбинат» продукции составляет почти 300 товарных позиций, поэтому бизнес-экскурсии проводятся здесь часто.

— Посещение нашего предприятия с более чем вековой историей может удивить и пополнить туристический опыт каждого, — рассказывает заместитель директора по идеологической работе и’ быту Владимир Павловский. — В настоящее время на мясокомбинате проводится модернизация, производственные цеха закрыты для гостей, но разработан новый маршрут. И хотя он исключает пересечение с производственными линиями, достаточно интересен. Мы предлагаем краткий экскурс в историю становления и развития завода, «оживить» который помогут уникальная фотогалерея и уголок, знакомящий с основными достижениями легендарного предприятия. Гости узнают о процессе рождения мясных продуктов, получат краткую информацию о технологическом процессе, традициях и особенностях развития технологий мясной культуры в целом. Качество выпускаемой продукции можно оценить в современном дегустационном зале, где также расскажут про ассортимент, новинки, научат понимать вкусовые особенности мясных продуктов.

У мясокомбината налажено профориентационное сотрудничество с Белорусским государственным университетом пищевых и химических технологий.

Молочное королевство

На ОАО «Бабушкина крынка» уже около 5 лет проводят экскурсии для детей и взрослых. — В сутки мы перерабатываем около 1400 тонн сырья. Молоко, кефир, сметана, творог, йогурты и сыр — всего в «портфеле» более 300 наименований, — рассказывает заместитель генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам Светлана Сташевская. — Поэтому я всегда говорю, что наши сотрудники защищают продовольственную безопасность страны, ведь молоко — «белое золото» Беларуси. Оно требует особого подхода. Это тот вид сырья, переработка которого не терпит промедления, и работа с которым требует высокой дисциплины и даже самоотверженности, а значит, производственные нюансы предполагают повышенную ответственность на рабочем месте. По этой причине наши посетители не контактируют с продуктом и оборудованием, а наблюдают за циклом производства через панорамные окна. Прежде чем экскурсанты попадают в галерею, мы беседуем, проводим инструктаж, процедуру дезинфекции и выдаем средства защиты.

Раньше не все детки могли быть полноценными участниками экскурсий, так как обзор для маленьких ростом преграждала непрозрачная перегородка. В марте этого года был завершен ремонт галереи, и теперь стекло — размером в пол. Это большой «плюс», добавляет Светлана Сташевская.

— У нас интересно всем. Группы формируем до 25 человек, — подчеркнула собеседница. -В процессе часовой экскурсии гости не только узнают о производстве многих продуктов, которые изготавливаются из молока. В конце всех ожидает дегустация мороженого. Кроме того, каждый получает специальный набор продукции с сувениром на память. Благодаря такому подходу, дети и взрослые могут ознакомиться с новинками, продуктами, которые раньше не пробовали, не замечали на полках магазинов. Стоит экскурсия — Вг15 с человека.

Следует понимать, что для «Бабушкиной крынки» это направление — не профильное. Поэтому не всегда получится записаться по первому звонку на любой день: производственный процесс — прежде всего.

Волшебный мир хлебопечения

Вкусную и натуральную продукцию ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» можно увидеть на столах многих белорусов. В ассортименте как классические черный и белый хлеб, так и пирожные, булочки, печенье. Экскурсии на предприятии начали проводить еще в 2017 году. Интерес среди школ и учащихся был большим, но пандемия внесла свои коррективы.

— У нас пищевое предприятие, поэтому решили не рисковать, — поясняет ведущий инженер-технолог Жанна Барчишена. — С марта текущего года по просьбам учреждений образования и туристических фирм экскурсии возобновили. Они активно проходили вплоть до июля, пока длился обучающий период и работали пришкольные лагеря. К нам приезжали не только из учебных заведений Могилева, но и Витебска, Орши, Белыничей. Сейчас затишье. Однако с сентября, уверена, посещений вновь будет немало.

Экскурсии на «Домочае» проводят в рабочие дни и субботу. Длительность — до полутора часов. Вначале детям рассказывают об истории хлебопечения, затем проводят по цеху.

— Интерес у ребят вызывает все, — рассказывает Жанна Барчишена. — Кому-то нравится, как замешивается тесто, а для кого-то более занимательна его разделка. Но общий восторг всегда вызывает горячий хлеб, который дают попробовать во время экскурсии. Такую продукцию в магазине не купишь, ведь туда она попадает в остывшем виде, аромат уже не тот.

После изучения производства дети возвращаются в дегустационный зал, где есть фотозона и выставлены конкурсные работы ведущих мастеров. Приятный бонус — чай с пирожными. А на память все экскурсанты получают сертификат о посещении предприятия и подарки в виде продукции «Домочая».

— В основе наших экскурсий -воспитательный момент, — подчеркивает Жанна Барчишена. — Когда ребята видят, какой путь проходит хлеб, прежде чем оказаться на столе, понимают, что это тяжелый труд.

На экскурсию принимают максимально 40-45 человек. Это количество для удобства делят на группы. Контроль за соблюдением правил охраны труда и санитарных норм очень строгий. Стоимость — Вг15 с экскурсанта.

Здесь производят лифты

Производственный туризм осваивают и машиностроительные предприятия областного центра. На ОАО «Могилевлифтмаш» уже два года практикуют профориентационные экскурсии для учащихся ссузов и вузов. А недавно технологи завода разработали два маршрута для общественных экскурсий. Это пилотный проект, рассказывает начальник бюро по идеологической работе предприятия Мария Коненкова. Короткая экскурсия длится 30 минут. Попав на территорию «Могилевлифтмаша», посетители узнают об истории предприятия и проходят в выставочный центр, где размещена экспозиция выпускаемой продукции.

— Все это можно потрогать, зайти в лифты, рассмотреть, ощутить, как плавно закрываются и открываются двери, прокатиться на эскалаторе. Молодежь любит делать здесь фотографии, снимать видео для социальных сетей, — делится Мария Конанкова.

Длинный — часовой — марш рут включает еще и посещение производства. Учитывая специфику, нужно понимать, что здесь очень шумно, работают станки, поэтому группы формируются до 10 человек, чтобы можно было услышать экскурсовода.

— Обычно экскурсанты с интересом наблюдают, как работают станки с числовым программным управлением, — отмечает Мария Конанкова. — Технологи задают вид изображения, например, солнце, и оно выбивается лазером на листе металла.

Пока экскурсии бесплатные, но лишь потому, что это направление набирает оборо ты. За лето было 10 заявок На «Могилевлифтмаше» побывали студенты БРУ, учащиеся средних школ №№19 и 31, ребята из лагеря труда и отдыха «РИТМ СШ №33.

Автор полосы — Ольга ЕМЕЛЬЯНОВА.