Шагнувшие в бессмертие

Сахрай, Г. Шагнувшие в бессмертие : [Могилевская 161-я стрелковая дивизия] / Геннадий Сахрай // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 4 мая. — С. 7.

Для каждого фронтовика и партизана Великая Отечественная война начиналась по-разному и в разное время. Но отсчет по- прежнему ведется с 22 июня 1941 года — великого дня великой беды. Дня, который погубил судьбы миллионов советских людей. Тем величественней подвиг фронтовиков и партизан, которые, пройдя сквозь тяжелые бои, отгремевшие более 70 лет назад, спасли мир от фашизма. Могилев — место рождения 161-й стрелковой дивизии, которая была сформирована за один год до нападения Германии на Советский Союз. Здесь же находился штаб дивизии. В городе были расквартированы несколько отдельных воинских частей, а в Быхове, Чаусах, Полыковичах стояли стрелковые полки.

161-я дивизия была укомплек­тована бойцами из числа молоде­жи призывного возраста разных национальностей — русских, бело­русов, украинцев, евреев, узбе­ков. Офицерский состав перевоз­или в дивизию из действующих частей Красной Армии.

В мае 1941 года штаб Западно­го Особого округа получил при­каз от наркома обороны вывести в лагеря все стрелковые дивизии и войсковые части «для повышения боеготовности войск». Для красноармейцев 161-й дивизии началась новая жизнь в полевых условиях с постоянными заня­тиями и тренировками. В это же время жителей области, по рас­поряжению облвоенкомата, вне­запно вызвали на учебные сборы от 30 до 45 дней. Всех призывни­ков отправляли на станцию Друть, где находился летний лагерь ди­визии. Там их распределяли по стрелковым и артиллерийским полкам, батальонам и батареям.

В 477-м стрелковом полку, вхо­дившему в состав 161-й дивизии, которым командовал подполков­ник Александр Слепко, вначале подобралось Могилевское зем­лячество, но вскоре полк получил подкрепление из других областей Белоруссии.

Накануне войны, в начале 1941 года, моего отца Моту Сахрая так­же призывают на военные сборы в 477-й стрелковый полк, а в се­редине июня 1941 года, по прика­зу командующего округом, 161-я стрелковая дивизия выступила походным маршем к Минску. Отец рассказывал, что они видели не­мецкие самолеты-разведчики, а известие о нападении Германии на Советский Союз командование дивизии получило уже в пути.

Массовый героизм проявили солдаты Красной Армии и жители Могилева при обороне города. С 1 по 25 июля 1941 года в между­речье Березины и Днепра, на подступах к самому городу ударные танковые группы генерала Гудериана «разбивали лбы» о хорошо укрепленные позиции защитни­ков, которые не сдались врагу, не приняли его ультиматум.

Оборона Могилева в 1941 году вписана золотыми буквами в ми­ровую военную летопись. Она развеяла миф о непобедимости немецкой армии, стала Днепров­ским рубежом, надолго задер­жавшим гитлеровскую армию на пути к Москве. Защита Могилева стала первой круговой обороной города в Великой Отечественной войне. На строительство линии обороны, под огнем противника, вышло 30-40 тысяч могилевчан. Народное ополчение насчиты­вало 12 тысяч человек. Оборона Могилева стала залогом побе­ды Красной Армии под Москвой. Она продолжалась 23 дня. Было уничтожено и взято в плен от 20 до 30 тысяч немецких солдат и офицеров. Только за один день боев противник потерял 39 тан­ков. Воины 388-го стрелкового полка проявляли чудеса героизма и стойкости, доблести и самоот­верженности. Ожесточенные бои с немецко-фашистскими захват­чиками шли вблизи деревни Гаи, на северной окраине Могилева. Здесь 7 дней держал оборону ба­тальон милиции во главе с капи­таном К.Г.Владимировым. Из 250 бойцов батальона в живых оста­лись 19. Погиб и Владимиров.

В годы оккупации в Могилеве действовало более 400 подполь­щиков. В ночь, когда немецкая армия вошла в Могилев, врачи и медсестры госпиталя переписали истории болезни коммунистов, евреев и офицеров, записав их рядовыми или местными крестья­нами. Таким образом, госпиталь какое-то время работал, а вы­леченные бойцы уходили к пар­тизанам. Когда предатель донес фашистам о подпольной работе врачей, то весь медперсонал был арестован и расстрелян. Нацисты расстреляли и больных госпиталя.

Захватив 26 июля 1941 года Могилев, гитлеровцы установили жестокий оккупационный режим, создали 5 лагерей смерти, в том числе Гребеневский, Луполов- ский, 341-й пересыльный лагерь для советских военнопленных, концлагерь на территории заво­да им.Димитрова (сейчас завод «Строммашина»), гетто в районе р.Дубровенки.

А 161 -я дивизия героически сра­жалась на подступах к Минску. До 30 июня она отражала натиск про­тивника на рубеже реки Волма. В ходе этих боев дивизия потеряла до 30% личного состава и матчасти. Было уничтожено несколько десятков танков противника.

Для сотен тысяч бойцов и ко­мандиров армии их первый бой оказался последним. До сере­дины июля 1941 года дивизия успешно сражалась с противни­ком, удалось уничтожить немало пехоты и танков гитлеровцев. К тому времени танковые части и мотопехота немцев осуществи­ли заранее спровоцированную операцию по окружению войск 2-й Ударной армии, в состав ко­торой входила 161-я дивизия. Командир 477-го стрелкового полка подполковник Александр Слепко приказал выходить из окружения отдельными группа­ми. Комендантскому взводу во главе с младшим лейтенантом Гороховым было поручено сохра­нить полковое знамя. Добраться до линии фронта, а затем со­единиться с частями Красной Армии удалось не всем. Знаменная группа из окружения не вышла. 477-й полк остался без знамени. Об утрате святыни части подполковник Слепко и комиссар полка Златкин решили пока не докладывать. Была надежда, что хорошо вооруженный комендантский взвод смог пробиться и выйти к своим где-то на другом участке фронта. Если же сообщить коман­дованию, что полк остался без боевого знамени, то последствия могут быть непредсказуемые. Ко­мандира с комиссаром отправят в штрафбат, а полк расформируют. Без знамени — нет полка. Дивизию, или то, что от нее осталось, вывели на пополнение, затем пе­ребросили на новый рубеж.

15 августа 1941 года при от­ражении вражеской атаки был убит начальник артиллерии 477- го стрелкового полка, капитан Арон Фридман, пропал без вести командир батареи Лев Шульц. Погибли командир пулеметного взвода Гуревич и командир роты Евсей Дозорцев, дед известного писателя и публициста Виктора Шендеровича. Евсей Дозорцев к началу войны был начальником ПВО наркомата угольной про­мышленности. Как-то он услышал, как один из сослуживцев сказал, что евреи умеют «устраиваться» и избегают фронта. Мол, русские воюют, а евреи нет. В тот же день Евсей положил на стол начальнику свою «бронь» и ушел на фронт.

При выходе из окружения группа младшего лейтенанта Горо­хова вынуждена была оставить знамя 477-го полка жене Ивана Горохова — Анне. Прежде она работала в Могилевском облвоенкомате. Когда мужа призвали на сборы, то его жена Анна уехала к родителям, в деревню Шиловичи. На протяжении трех лет оккупа­ции Анна, несмотря на опасность, надежно прятала знамя полка. Периодически ей удавалось про­ветривать и сушить полотнище, предохраняя его от порчи.

В июле 1944 года, после освобождения Могилева, Анна Горохова пришла в облвоенкомат и передала местной военной ад­министрации спасенное боевое знамя 477-го стрелкового полка, 161-й дивизии. Она рассказала, что муж на рассвете, после тай­ного посещения жены возвра­щался в лес к товарищам. У око­лицы села он нарвался на засаду и был схвачен гитлеровцами. С тех пор Анна никаких сообщений о муже не получала. По другим сведениям, младший лейтенант И.М.Горохов находился в лагере для военнопленных и был осво­божден Красной Армией.

За спасение боевого знамени полка Анна Горохова была на­граждена орденом Отечествен­ной войны и медалью «За Победу над Германией».

В годы войны в Могилеве и окрестностях погибло более 70 тысяч советских граждан, около 30 тысяч могилевчан вывезено на принудительные работы в Герма­нию. В июне 1944 года Красная Армия начала Белорусскую на­ступательную операцию «Багра­тион», составной частью которой стала Могилевская операция 1944 года. Гитлеровцы превратили Могилев в крепость, в четырех километрах от города и в самом городе создали три рубежа обороны, мосты через Днепр заминировали.

26 июня 1944 года части 49-й (командарм И.Т.Гришин) и 50-й (И.В.Болдин) армий 2-го Бело­русского фронта при содействии 4-й воздушной армии (генерала К.А.Вершинина) замкнула коль­цо окружения группировки во­йск противника вокруг Могилева и разгромили ее. 28 июня 1944 года Могилев был освобожден от немецко-фашистских захват­чиков.

За героизм и мужество, прояв­ленные в могилевской операции, 28 советских воинов удостоены звания Героя Советского Союза, двадцать одной части и воинско­му соединению, отличившимся при освобождении города, при­своено почетное наименование «Могилевских».

Во всех уголках Белоруссии стоят памятники, обелиски, мемориалы, увековечившие вели­кий подвиг народа в годы Великой Отечественной войны. Они — су­ровое свидетельство воинской доблести и героизма белорус­ского народа. Мы чествуем фронтовиков-ветеранов и партизан, склоняем головы перед памятью погибших солдат, а также жертв нацизма. Подвиг их бессмертен!