Антонова, Н. Я хочу с тобой говорить : [средняя школа №9 г. Могилева] / Надежда Антонова // Днепровская неделя. — 2016. — 4 мая. — С. 4.
В СШ №9 Могилева в этом году состоится первый выпуск интеграционного класса — класса, в котором дети с проблемами слуха девять лет занимались рядом с обычными, нормально слышащими детьми.
Маленький мальчик Герман с тоненьким, словно у птички, голоском, на уроки в могилевскую школу №9 каждое утро ездит из Вейно. Не на машине, на обычном рейсовом автобусе. Доезжает до центра города. Потом пешочком, с прилежно сложенными учебниками и тетрадочками, топает за «Кошкин дом», как в народе называют администрацию Ленинского района. Заворачивает за престижный ресторан «Шале». Пересекает спортивную площадку. И наконец оказывается у дверей своего третьего класса.
Весь этот сложный путь он проделывает не от того, что в Вейно нет хорошей школы. Дело в том, что мальчик с редким именем Герман слышит только при помощи слухового аппарата. А значит — неважно говорит. И с общением (учителя говорят — с коммуникациями!) у него все далеко не так классно, как у других мальчишек. Родители уверены: в девятой городской школе его научат не только общаться, но и чувствовать себя своим в окружающем мире, который, может быть, еще не очень радушно принимает его.
— Герман у нас идет вперед семимильными шагами! — радуется за ученика молодая, красивая и веселая Надежда Васильевна Мешкова — директор, которая привыкла стоять горой за своих учеников. — Еще «перепрыгнет» наших нынешних выпускников, вот посмотрите!
«Выпускников» — ребят, которые пришли сюда, в девятую общеобразовательную школу, такими же неприспособленными к нормальной жизни малышами, как Герман, — трое. Они — первые школяры с проблемами слуха, которые заканчивают не специализированную школу (хотя такой и нет в Могилеве), не профильный интернат, а — обычное учебное заведение с самыми обычными детьми.
— С одним лишь различием, — добавляет завуч Нина Андреевна Збанок, — для таких особых учеников в нашей школе есть не только хорошо оборудованный коррекционный центр, но и штат отлично подготовленных специалистов — дефектологов, сурдологов… А преподаватели интеграционных классов (в них совместно занимаются такие дети, как Герман, и обычные — с нормальным слухом) проходят обязательные курсы, которые помогают им в работе.
А это значит: чем раньше ребенок, у которого развилась, например, на почве болезни, глухота, придет сюда, тем больше у него шансов к окончанию школы стать таким же, как, например, выпускник Роман. Плечистый Ромка бойко и внятно говорит, у него полно друзей среди обычных, нормально слышащих одноклассников, он занимается спортом, а работать собирается автослесарем. А что? Отличная профессия с отличным заработком!
— А его одноклассница, тоже с проблемным слухом, собиралась даже в журналисты! — довольна успехами ребят Надежда Васильевна. — В последние дни, правда, передумала и решила податься все-таки в экономисты.
Никто и не собирался обычную школу переориентировать в специальную! Просто так случилось, что девять лет назад продвинутые родители упросили принять сюда своих детей с проблемами слуха: они решили, что рядом со здоровыми ребятишками их дети имеют шанс вырасти развитыми и полноценными членами общества. Этот шанс им дали. А потом его предоставили еще двоим, еще троим, еще одному… Сегодня в школе один специальный и четыре интеграционных класса, в которых нет больных и здоровых, плохих и хороших детей. Все равны! И все смело смотрят дальше во взрослую жизнь.
— Главное, не запускать процесс! — говорит Наталья Геннадьевна Бобылева, педагог-дефектолог, которую мы, увы, оторвали на время от занятия с малышами русским языком. — Чем раньше родители приведут к нам ребенка, тем больше вероятности, что все в его жизни наладится с речью и развитием.
И я понимаю, о чем она. В школе все учителя переживают за девочку-подростка (красавица, мечтает стать дизайнером), которую родители привели сюда только три года назад. Поздно, слишком поздно! Даже грамотно поставленные специальные занятия и дружба с хорошо слышащими одноклассниками не помогли ей: она прекрасно читает по губам, но у нее так и не получилось овладеть в достаточном объеме связной речью — диалоговой, монологовой…
Наталья Геннадьевна, похоже, все свое время отдает любимым ученикам. Пробила для них спонсорскую помощь. Организовала занятия с кинологами — те первое время не понимали, что к чему, сопротивлялись… Уговорила-таки! И, представляете, по субботам в школу к ребятам приходили лабрадоры!
При чем здесь лабрадоры? Оказывается, детки, у которых нарушен слух и есть проблемы с общением, часто страдают эмоциональной глухотой. Смешные, ласковые, умные собаки помогают пробить этот панцирь. А еще способствуют мелкой моторике, заставляют много двигаться, давать команды, общаться с другими детьми, развиваться, словом.
Кстати, не так давно родители, желающие дать своему ребенку самое лучшее лечение и образование, перевезли одного из здешних учеников в столичный специализированный интернат. Так вот подросток просится назад, в Могилев, в свою родную школу! И родители, похоже, намерены пойти ему навстречу…