Бондарчик, В. Вагон работы / Виктория Бондарчик // Беларускі час. — 2023. — 3 лютага. — С. 1, 17.
У МОГИЛЕВСКОГО ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА портфель заказов расписан до конца года. Средняя зарплата — порядка 2 тыс. рублей. Да, работа тяжелая во всех смыслах. Вес одного вагона порой достигает 24,5 тонны. И управляется с ними в основном женская бригада крановщиц.
Многие удивляются, как девушкам удается так ловко ворочать тяжеленные вагоны? Кажется, подобное под силу далеко не всякому. Отчасти так и есть.
Без паники, состав поедет
Сегодня Могилевский вагоностроительный завод (МВЗ), входящий в холдинг «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», может похвастаться продукцией, востребованной на отечественном и зарубежном рынках, достойными условиями труда и главной своей ценностью — дружным, надежным коллективом. Времена у завода были разные. Нынешней весной ему исполнится 18 лет. Совершеннолетие единственный производитель вагонов в Беларуси встретит полным сил и амбициозных планов на будущее. Свой первый заводской кризис работники предприятия, сплотившись, смогли преодолеть достойно и на удивление быстро.
Дело было 8 лет назад, когда бывший директор завода собрал коллектив и попросил немного потерпеть, пообещав в считаные месяцы исправить ситуацию. Вагоны тогда штамповались, как и в лучшие времена, однако сбыта не было. Прибыли тоже. К слову, именно крановщицы практически полным составом не поддались панике и не стали искать другую работу.
— Правда, нас и тогда не обижали, — вспоминает машинист мостового крана Нина Федорцова. — По праздникам руководство все равно умудрялось порадовать людей небольшой премией. Мы не могли бросить завод, которому каждый из нас уже отдал более 10 лет жизни.
Не подвел и руководитель: за год наладил поставки по Беларуси, заключил контракты с Россией и Казахстаном. Заводчане получали расчетные и не верили глазам: заработная плата росла прямо пропорционально спросу на Могилевские вагоны. Уже в 2019-м за высокие производственные показатели завод-передовик попал на Доску почета Могилевского облисполкома, а в наступившем 2023 году средняя зарплата на предприятии подошла к 2 тыс. рублей. В месяц здесь выпускают по 120-130 вагонов.
Расписание на завтра
Контракты на поставку продукции МВЗ основным потребителям — Белорусской железной J дороге и «Беларуськалию» — расписаны по месяцам до конца 2023 года. Особенно востребованы полувагоны и минераловозы І для перевозки удобрений. В ближайшее время завод запустит в массовое производство вагоны под щебень и разработает универсальную платформу, которая сможет перевозить и лес, и колесную технику.
По словам директора предприятия Андрея Прокопенко, производственных мощностей для выполнения бизнес-плана сегодня достаточно, не хватает только рабочих рук. На заводе есть вакансии для квалифицированных сварщиков, слесарей, сборщиков металлоконструкций, штамповщиков, маляров. Было бы желание работать в команде, а преференций от профкома на МВЗ хватит на всех.
— По мере необходимости наш коллективный договор обновляется и дополняется «бонусами», — говорит представитель профсоюзного комитета, начальник планово-производственного бюро Алеся Власенко. — Значительная часть коллектива — молодежь. Для этой категории работников предусмотрены выплаты к свадьбе, рождению детей, дополнительные выходные. С согласия руководства завода практикуем хорошие доплаты для наставников, которые обучают новичков. Каждому, кто нуждается в жилье, по его заявлению ходатайствуем о предоставлении койко-места или комнаты в общежитии. Недавно ввели еще одну меру стимулирования: