Уроки из блокадного Ленинграда

Льдова, Е. Уроки из блокадного Ленинграда / Екатерина Льдова // Веснік Магілёва.—   2023. — 19 апреля. — С. 11. 

Между юными могилевчанами и гостями состоялся откровенный диалог, во время которого они искали ответы на важнейшие вопросы: почему нельзя предавать забвению историческую память; какие уроки можно вынести для себя из блокадных дней, из тех взаимоотношений между людьми, на чью долю выпали тяжелейшие испытания.

Российские педагоги отметили, что в разговоре с молодежью самое главное — не фальшивить, быть искренними. И дети это понимают, хотя и отличаются от предыдущих поколений.

— Мы второй день смотрим на белорусских ребят и находим с ними полное взаимопонимание. Активно призываем детей интересоваться историей, задавать вопросы. Мы ведь не рассказали им все, а только приоткрыли тему, в которой бездна знаний. Но главное — интерес со стороны молодежи, — акцентировала внимание Светлана Герасимова.

— Блокада Ленинграда — трагическое и в то же время героическое событие, о котором важно помнить, поэтому оно не может не быть актуальным, — поделилась впечатлениями от встречи 11-кпассница Нина Майстрова. — На мой взгляд, в вопросе сохранения исторической памяти важен диалог старшего поколения с младшим. История о войне есть и в моей семье. Моя прабабушка жила во время оккупации в Западной Беларуси и много рассказывала о том времени. К сожалению, ее уже нет в живых, но память, которую она оставила, продолжит жить во мне.

Начальник управления по образованию Могилевского горисполкома Ирина Рыбакова отметила:

-Сохранение исторической памяти — это не разовая акция, не эпизодическое мероприятие, приуроченное к памятным датам, а системная работа, — подчеркнула она. — В первую очередь, она связана с образовательным процессом: этому вопросу уделяется внимание как на уроках, так и во время внеклассной работы. Сегодня на первый план выходит гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Не зря Глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию отметил, что патриота может воспитать только патриот, поэтому работа как с учащимися, так и с педагогами.

Этот год объявлен Годом мира и созидания. и это неспроста. Дети имеют возможность учиться и развиваться, а их родители — работать. Трудно представить, что в блокадном Ленинграде ежедневная норма хлеба для детей, пенсионеров  и служащих составила 125 грамм. И другой еды не было. И в этих условиях люди выстояли, выжили, благодаря их героизму мы сегодня с вами продолжаем жить.

Ирина Рыбакова рассказала ребятам историю об учительнице, с которой ей когда-то пришлось работать.

— Она окончила школу в день начала войны — 22 июня 1941 года, когда во всех советских школах проходили выпускные вечера. Страшная новость о начале войны застала школьников во время празднования. В ее классе было 18 мальчиков, их всех забрали на фронт, и ни один из них не вернулся. Такая страшная участь постигла молодых людей, чья жизнь еще толком не началась и уже не продолжилась. Поверьте, в то время не было разделения — русский, белорус… Это был единый советский народ. Наверное, благодаря тому, что люди разных национальностей были едины в своем порыве защитить страну, и был разбит