Гришанова, Л. Правда о Прасковье Дерибо, соленая до слез / Людмила Гришанова // Вечерний Могилев. — 2023. — 27 апреля. — С. 4.
После публикации в газете «Вечерний Могилев» моей статьи «Духовный подвиг Прасковьи Дерибо» в редакцию газеты позвонила читательница, не просто удивленная, а возмущенная приведенными цифрами количества продуктов, собранных П.И. Дерибо за три года оккупации. Их Прасковья Иосифовна передала военнопленным и раненым. Особенно зацепила неравнодушного человека цифра — 500 пудов соли. Дескать, это же равно 8000 кг!Где она в голодное время немецко-фашистской оккупации могла взять столь дефицитный продукт? Одни ругали, другие давали продукты…
Если заняться арифметикой, то три года равно 1095 дням. На каждый день в среднем приходится по 7,3 кг. Действительность отличается от усредненных подсчетов. В какой-то день было пусто, а в какой-то густо. Чтобы понять размах деятельности Прасковьи Дерибо, процитирую описание работы по сбору продуктов, взятое из ее ходатайства к властям после лишения женщины персональной пенсии: «Все собранные продукты обрабатывались у меня на квартире и у моих семи помощников. После чего я везла их в лагерь (Луполовский — прим. авт.) и госпиталь военнопленных. В областной больнице я познакомилась с сестрой-хозяйкой тов. Петровой, которая мне оказывала большую помощь в перевозке продуктов в лагеря смерти наших военнопленных, снабжая меня пропусками. Эта же тов. Петрова вместе с подпольщицей Карпинской (Ольгой Николаевной — прим, авт.) отпечатали в немецкой типографии 2500 молитвенников (молитвословов—прим. авт.), которые я продала с помощью священников и церковных старост по 50 руб. за один. Все вырученные деньги также пошли на покупку хлеба, картошки, лука на базаре. В больнице мне давали подводы, на которых я возила продукты в лагерь и госпитали. Особенно много и часто давала подводы ветеринарная больница. Ходила я по закусочным и столовым. Много обедов покупала и сразу же уносила или увозила в лагерь в ведрах или кадушках. Везде были свои люди, все
сочувствовали и давали все, что можно было достать. На складах мне давали пудами соль, ящиками горчицу — все эти продукты я оформляла документами на больницу. На маслозаводе мне давали молоко, творог, сыворотку. На пункте, где отправляли в Германию яйца, наши девочки давали мне по корзине яиц. Подпольщица Петрова учила меня, как надо использовать один пропуск несколько раз. Для этой же цели, доставать пропуск, я вступила в организацию «Самопомощь»…
О том, что Дерибо давали соль и горчицу тайком на продовольственных складах, свидетельствовал бывший начальник госпиталя для военнопленных на территории Луполовского концлагеря Борис Теремецкий в письме на имя первого секретаря ЦК КП(б) Белоруссии. Прасковья Дерибо была связана с подпольщиками: приносила в лагерь и госпитали листовки, помогала военнопленным уходить в партизаны. О том, что Могилевские подпольщики в течение года проводили операцию «Соль», в которой участвовали сотни людей, известно из воспоминаний руководителя подпольной антифашистской группы Ивана Малашкевича.
Следует назвать и имена женщин — помощниц Прасковьи Иосифовны: П.Д. Графольская, Е.Ф. Козлова, Л.Н.Янус, М. И. Астапенкова, А.И. Зайцева, Д.Л. Дроздова, К.М. Ушаль. Дарья Дроздова вспоминала: «Ходили мы по домам. Разные люди по-разному смотрели на нас. Одни говорили: себе собираете, ругали, другие давали что могли. Я не могла так просить и скоро бросила работу». Дарья Лукинична имела в виду работу в «Самопомощи», куда вступила вместе с Дерибо для того, чтобы доставать документы на право сбора продуктов и денег.
ИЗ ГАЗЕТЫ И ПИСЬМЕННЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ ВОЕННОПЛЕННЫХ
Откуда взялись цифры продуктов, переданных Дерибо в Луполовский концлагерь, приведенные автором в статье «Духовный подвиг Прасковьи Дерибо»? Это была фраза из статьи «Патрыётка Прас-коўя Дзярыба» за подписью Эдуарда Волосевича, напечатанной в областной газете «За Радзіму» в 1945 году. Думается, что автор нес ответственность за свои слова. В то время за политическую ошибку в газете можно было не только должности лишиться, но и оказаться в сталинских лагерях. Тем более еще были целы все документы на продукты, хранившиеся у священника Трехсвятительской церкви о. Константина Радзивиновича. Документы сожгла сестра настоятеля после смерти батюшки. Когда в 1960-е годы соседи Прасковьи Иосифовны собирали материалы для защиты женщины, лишенной персональной пенсии и медали по доносу клеветника, ненавидевшего патриотку из-за личных мотивов, то составили список на основе отдельных документов, случайно сохранившихся у Дерибо. В нем перечисляются : хлеб, соль, картофель, горчица (в пачках и разведенная в ведрах), лук, капуста, свекла, редиска, редька, морковь, чеснок, яблоки, ягоды, бобы, грибы, огурцы, укроп, помидоры, тыква, винегрет, молоко, творог, сыворотка, каша, обеды, супы (в ведрах), кисель, раки, картофельная мука, просфоры, чай немецкий, табак, семена огородные, свечи, кружки, ложки, термометры, электролампочки, нитки, полотенца, салфетки, деньги.
Заступницы Прасковьи Иосифовны собрали письменные свидетельства более 60 человек, выживших после пребывания в Луполовском лагере и госпиталях, которые с помощью Дерибо ушли в партизаны. Это справки в произвольной форме, в которых люди подтверждали патриотическую деятельность могилевчанки, то, что она спасала жизнь им и другим благодаря обеспечению продуктами. Справки бывших военнопленных, а это были, в основном, защитники Могилева в первые дни его героической обороны, заверены печатями по месту послевоенной работы свидетелей и их руководителями.
ХОДАТАЙСТВО О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНОМ
Даже на вершине признания заслуг патриотки, отмеченных персональной пенсией и медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени, с Дерибо поступили не совсем справедливо. Известный краевед Иероним Филиппович установил, что 30 июля 1945 г. Могилевский горисполком постановлением № 593 ходатайствовал перед ЦК КП(б) о награждении Прасковьи Дерибо орденом Отечественной войны. Заметка под названием «Награда не была вручена» опубликована в газете «ВеснікМагіпёва» от 31 декабря 1992 года. Согласно приказу начальника Белорусского Штаба партизанского движения №340/п Абрасимова наградили Дерибо П.И. медалью.
Когда в истории Прасковьи Дерибо, «соленой от слез», восторжествует правда? Чтобы никто не смел называть праведницу «фашистской прислужницей». После войны совершалось немало несправедливостей по отношению к подпольщикам и партизанам, из-за чего были исковерканы судьбы многих.
Например, партизанку и участницу десантно-разведывательной группы майора Наумовича Евгению Слезкину, приходившуюся двоюродной сестрой подпольщице Тане Карпинской, приговорили к 15 годам лишения свободы с отбыванием в Воркутинском лагере. После освобождения ее наградили за заслуги перед Родиной орденом Красной Звезды. Давно ушли из жизни эти праведники, но память о них жива…
Людмила ГРИШАНОВА.