Деревня Городище: «начало начал»

Гришанова, Л. Деревня Городище: «начало начал» / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці.—  2023. — 24 студзеня. — С. 12. 

В последнее время многие интересуются своими предками: кто они были и как жили. Если кто-то думает, что поиск родовых корней ограничивается расспросами родственников и поисками архивных документов или запросами в интернете, то глубоко заблуждается.

Поиск родового кладбища

Могилевчанин Валерий Ивчин, отец которого родился в деревне Городище Могилевского района, сохранил самые светлые воспоминания о дедушке и бабушке, у которых часто гостил в детские годы. Но самым большим потрясением, врезавшимся в детскую память, стали бабушкины похороны.

— Бабушка по отцу, Надежда Савельевна Ивчина, в девичестве Цмыг, скончалась в Могилевской больнице. Дядька в то время работал водителем автобуса. Помню, как на огромном желтом «Икарусе» родственники поехали в Городище. В автобусе стоял гроб с бабушкиным телом. У «Икаруса» не горела одна фара, — делится воспоминаниями Валерий Васильевич. — Остановил нас сотрудник ГАИ, хотел штраф выписать. «Я мать везу на кладбище», — сказал дядька, и его инспектор отпустил…

В Городище у дедовой хаты собралась толпа односельчан. Все хотели попрощаться с бабушкой… Было это осенью 1982 года. Дедушка Михаил Игнатьевич пережил ее только на полтора года.

Когда моему собеседнику «перевалило» за 30, принялся он задумываться о неразрывной связи живых и мертвых родичей, о которых порой и не так много было известно.

Г ода три назад Валерий Ивчин стал собирать сведения о предках. Начал с представителей родовых фамилий — Ивчиных и Цмыг. Узнал, что фамилия Цмыг связана с Кличевской землей, с ее болотами.

— Бабушка была родом из деревни Аксеньковичи Белыничского района, а ее отец родился на хуторе Маковка на Кли-чевщине. Решил найти место прадедовского хутора, — продолжает рассказчик.

По карте все представлялось довольно просто, а в реальности Валерий Васильевич трижды пытался добраться до искомого места.

В 2022 году, когда впервые поехал на машине по лесным тропам, транспортное средство увязло в песке в глухом лесу. С трудом тогда удалось вызволить машину из песчаного плена.

В следующую поездку легковушку оставил на грунтовой дороге, а сам углубился пешком через болото. Но не смог добраться до нужного места.

Только с третьего раза потомок «людей на болоте» нашел свои корни в прямом смысле. Могилевский район соседствует с Белыничским и Кличевским, поэтому на сей раз заходил с кличевской стороны — от республиканского гидрологического заказника «Острова Дулебы», потом опять продвигался по низинам. На возвышенности среди болота он обнаружил древнее кладбище, на котором среди бурелома лежали порядка полусотни замшелых валунов.

От волостного старшины до печати Сапеги

Со сбором сведений об Ивчиных было проще: Валерий Васильевич встречался с родственниками и односельчанами предков на сельском кладбище в день Радуницы, где земляки охотно делились воспоминаниями. Двоюродная сестра дедушки Валерия — Любовь Адамовна Елизарова из деревни Угольщина — сообщила мужчине, что его прапрадед — Максим Николаевич Ивчин (1854—1899 гг.) — был волостным старшиной, избиравшимся волостным сходом на три года.

Так могилевчанин заинтересовался историей самой деревни. Оказывается, с 19 февраля 1861 года в Российской империи были образованы волостные правления, выполнявшие функции исполнительных органов. Городищенское волостное правление руководило общественной жизнью Городищенской волости, входившей в Быховский уезд Могилевской губернии. Согласно списку населенных мест в 1910 году Городищенская волость объединяла 42 населенных пункта — это были не только деревни, но и хутора, имения. В ней насчитывалось 1566 дворов и проживало 10417 жителей.

— По данным книги «Память. Могилевский район» деревня Г ородище известна «по рукописным источникам с 18 столетия», — ведет рассказ исследователь. — В процессе сбора сведений о предках начал контактировать с единомышленниками. Связался с врачом из Минска Андреем Беловежкиным, выходцем из деревни Иоркать Могилевского района, о которой он сейчас собирает сведения. В его распоряжении оказался документ из Виленского архива «Инвентарь заклада» XVII века. В нем упоминается Городище, а рядом написана дата «1676». Документ на польском языке подписан К. Сапегой — очевидно, потомком канцлера Великого княжества Литовского и старосты Могилевского Льва Сапеги. Текст документа я передал для перевода в Дом Польский.

Хлеб для партизан и поиск фотографии деда

Незаменимой помощницей в поиске сведений по истории Городища стала для Валерия Васильевича Любовь Дейнеко (в девичестве Радионова). Она основала группу в социальной сети «Одноклассники» для размещения информации о деревне и судьбах ее жителей, для привлечения к поиску других выходцев, разбросанных по всему миру, начиная от соседних деревень, например Семукачей, до Хабаровского края, Урала и даже Америки.

— Городище — малая родина моего отца Владимира Ивановича Радионова, — рассказывает Любовь Владимировна. — Сейчас он живет в Семукачах, где я родилась. В Городище жили родители отца. Я никогда не видела своего деда Ивана Антоновича Радионова, умершего до моего рождения. Бабушку Агафью Тарасовну, в девичестве Дудкову, не помню. Ее не стало, когда мне было два года. У деда с нею был второй брак, папа родился, когда дедушке был 51 год. С первой семьею дед жил до Великой Отечественной войны в Воскресенском районе Саратовской области. Сведения о его призыве на фронт в 1962 году нашла в интернете, там же было указано, что его мать Зоя Карповна Чепакова (в девичестве) родом из деревни Городище Могилевской области.

Общение в «Одноклассниках» помогло Любови Владимировне узнать, как выглядел дедушка. Фотографию с группой односельчан, на которой оказались запечатленными Иван Антонович и его жена Агафья Тарасовна, прислала жительница Дрогичина Наталья Лось (в девичестве Чепакова).

— Особенно интересно было увидеть деда моему младшему брату, названному в его честь Иваном, — признается Любовь Владимировна. — Дед был ранен в ногу на фронте. Когда в мирное время этот осколок начал двигаться, то врачи предлагали ампутировать ногу. Дед же сказал: «Сколько дано — столько проживу». Две медали, полученные дедушкой за участие в боевых операциях, отец положил ему в гроб.

Под стать деду была и бабушка. Папа рассказывал, что во время оккупации вместе со своей матерью, моей прабабушкой Евфросиньей Исаковной, они пекли хлеб для партизан. Во дворе дедова дома, помню, долгое время лежала мешалка для хлеба. Потом дом продали…

За помощь партизанам можно было поплатиться жизнью. При сборе информации о судьбах жителей Городища четвероюродная сестра Любы  Галина Николаевна Дудкова — рассказала о том, что у ее бабушки по матери был брат Максим Степанович Кпишков, который до оккупации работал председателем Городищенского сельсовета. Немцы расстреляли его в первые дни войны — 19 сентября 1941 года. Три его старшие дочери Мария, Надежда и 12-летняя Анна стали партизанскими связными.

— В ходе поисков информации о Городище в интернете нашла работу ученицы Козульской школы Российской Федерации, представленную на Всероссийский конкурс исторических работ, в которой упоминалась фамилия Клишков и было написано о его расстреле. Оказалось, что эту историю девочке рассказала бабушка, которая была родом из Городища, — делится Любовь Владимировна.

Во время Великой Отечественной войны в Городище стоял немецкий гарнизон, а в окрестностях деревни действовали три партизанских отряда — 113-й — под командованием Константина Белоусова, 61-й — Григория Павлова, 121-й -легендарного Османа Касаева.

— Городище постоянно оказывалось  под перекрестным огнем, — констатирует Валерий Ивчин, дед которого Михаил Игнатьевич Ивчин воевал и в партизанах, и на фронте — чудом выжил после ранения, потеряв легкое и несколько ребер.

— В 1943 году немцы сожгли в деревне 69 дворов и уничтожили 138 жителей. Имена всех односельчан, погибших во время войны, увековечены на памятнике, установленном в Г ородище.

Крест на месте Троицкой церкви

Наиболее часто встречаются и на памятнике, и среди выходцев из Городища фамилии — Ивчины, Вододоховы, Клишковы, Старовойтовы, Чепаковы, Чупилковы, Пицуковы, Сковородкины, Куликовы. Эти же фамилии исследователи истории деревни фиксировали при изучении в архиве метрических книг Городищенской Свято-Троицкой церкви, датируемых начиная с 1858 года. В них имена предков записывались при крещении, причащении, венчании, отпевании. Благодаря церковным документам были установлены даты жизни родичей и фамилии настоятелей и других церковнослужителей. Любовь Дейнеко составила таблицу с именами священников и членов их семей, установив значимые события их жизни из «Могилевских епархиальных ведомостей».

— С 1858 года в Городищенской церкви на протяжении 49 лет служил настоятелем Адам Давидович, — делится сведениями Любовь Владимировна.

— Недавно в интернете мы обнаружили фотографию другого настоятеля нашего храма Михаила Богдановича, выставленную на аукцион из частной коллекции,

— дополняет ее рассказ Валерий Ивчин.

— Отец Михаил был награжден орденом святой Анны 3-й степени за 25-летнюю усердную службу по народному образованию.

Храм был закрыт в 1932 году. После ареста последнего ее настоятеля Петра Васильевича Сойченко, репрессированного вместе с 20-летним сыном Федором и еще шестью односельчанами.

Священник отбывал срок в лагере на Колыме: валил лес в тайге. В доме настоятеля разместилась почта, позже здание разобрали по бревнам и перевезли в соседнюю деревню. Старая церквушка, простояв войну, совсем обветшала. Позже на ее фундаменте выстроили клуб, который ныне тоже ветшает. Некому веселиться в нем. Большая прежде деревня обезлюдела. Из старожилов в ней проживают несколько десятков человек, остальные

— дачники — приезжают в сезон.

Еще в 1970-е годы в Городище жизнь бурлила. Действовали школа-восьмилетка, два магазина — продовольственный и хозяйственный, клуб и библиотека, сельская участковая больница.

— В Городище до сих пор живет Екатерина Ивчина, работавшая здесь акушеркой десятки лет — с 1958 года: через ее руки прошли новорожденные не только окрестных деревень, но и довольно отдаленных, — поясняет собеседник. -7 января этого года Екатерина Даниловне исполнилось 87 лет.

…Болит душа у исследователей истории деревни и других выходцев из нее о деле сохранения памяти о малой родине и ее людях. Потому на месте бывшей церкви поставили поклонный крест.

— Наверное, первопоселенцы не случайно так назвали деревню. Напротив нее, за Другью, возвышается курган, а находится Городище на возвышенности над рекою. Может, они хотели в названии сохранить для потомков память о древнем поселении, — рассуждает Валерий Васильевич.

Людмила ГРИШАНОВА, заведующий церковно-археологическим кабинетом Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии.