Никитин, К. «Каренина» — новый взгляд на классику? : XVI Международный молодежный театральный форум «M.@rt.контакт» открыла музыкальная драма «Каренина» / Кирилл Никитин // Магілёўскія ведамасці. — 2023. — 28 сакавіка. — С. 9.
Китти и Левин бьют чечетку. Пускают мыльные пузыри. Общаются на языке жестов. Анна в пышном красном платье поет песню Пугачевой «Позови меня с собой*. Вронский — рокер в черной косухе и кроссовках. Поет песню Леди Гаги. Каренин, горюя, закусывает водочку гамбургером».
Театральный проект «ТриТфор-маТ», представивший спектакль «Каренина» на открытии форума «M.@rt.контакт», известен нестандартной и смелой интерпретацией русской классики. Очередь дошла и до «Анны Карениной» Л.Н. Толстого.
Спектакли режиссера Татьяны Самбук, ученицы Сергея Соловьева (выдающегося кинорежиссера и сценариста), в театральном проекте «ТриТформаТ» удивляют новым взглядом на классику. Вот и в этой постановке герои — обыкновенные люди нашего времени: они носят косухи и кроссовки, слушают Леди Гагу и едят бургеры. И при чем тут Лев Толстой?
Эпохи сменяются, а проблемы остаются.
В роли Анны Карениной — ведущая белорусская актриса театра и кино, певица, телеведущая и руководитель проекта Вера Полякова. «Это спектакль про нас, про людей, которые живут сейчас, про семейные ценности и про то, как легко можно разрушить свою семью, — считает актриса. — После нашего спектакля зрителю не жаль Каренину, это ее расплата за ошибку, разрушившую семью. Жаль ребенка, сына, и Каренина».
Что о самом спектакле? Разумеется, зрителю не приходится рассчитывать, что роман в 800 страниц получится уместить в двухчасовое театральное представление. От Толстого осталось совсем немного: имена персо-нажей. несколько всем известных цитат и общая концепция сюжета. О чем же тоща этот спектакль? Конечно, о женщинах, которые хотят любви, верности и искренности в семье. «В постановке Татьяны Самбук внимание сосредоточено на трех персонажах. Отвергнутая возлюбленным, Кити находит утешение в браке с невзрачным, неуклюжим, похожим на лакея Левиным. Метафора ее последнего появления в свадебном платье и на ходулях прочитывается элементарно. Что ее ждет дальше — неважно. Обманутая мужем, Долли вынуждена ради детей и семьи смириться. На сцене она представлена как безжизненная фигура: белое лицо без тени румянца, пустые глазницы и, наконец, пронзившая ее насквозь стрела обиды и оскорбления. Словно первая эмансипе Жорж Санд, разгуливавшая в мужском наряде, Анна Каренина выбирает любовь, а не семью, переступив через чувства мужа и сына. Но она не Жорж Саид, и отчуждение возлюбленного лишает ее желания жить, — комментирует спектакль доцент кафедры литературы и межкультурных коммуникаций МГУ им. А.А Кулешова Мария Чернова. -Схематизм характеров, сдобренный стендаповским юморком, блокирует сопереживание этим героиням. Исполненный Анной Карениной (Верой Поляковой) хит «Позови меня с собой» создает образ неудовлетворенной женщины, выпрашивающей любовь у неинтересного и ничем не примечательного пижона в кожаной косухе».
Вероятно, эта постановка, рассчитанная на невзыскательную публику, едва ли даст повод для размышлений, почему «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Стоило ли терзать великий роман Льва Толстого ради соединения разнородных стилей и шоу? Решать лишь зрителю.
Кирилл НИКИТИН.