Треш, Шекспир и «море крови»

Лосев, С. Треш, Шекспир и «море крови» : «Король Лир» небольшого драматического театра из Санкт-Петербурга собрал аншлаг в Могилеве / Сергей Лосев // Магілёўскія ведамасці. — 2023. — 28 сакавіка. — С. 9.

«Король Лир» Небольшого драматического театра из Санкт-Петербурга собрал аншлаг в Могилеве

Очередной день «М.@rt.контакта» продолжился яркой и драматичной постановкой на главной сцене Могилевского драмтеатра.

Во время показа в большом зале областного драматического яблоку негде было упасть. Могилевская публика готова была стоя смотреть мировую классику в исполнении приезжих артистов и также стоя аплодировала труппе по завершении яркого действа.

Стоит отметить, что НДТ уже пятый раз посещает Могилевский театральный форум, и на этот раз питерцы представили зрителю спектакль, премьеру которого готовили 5 лет.

Свое детище режиссер постановки Лев Эренбург характеризует не иначе, как «кровавая клоунада», и высказывается о нем следующим образом:

— Эта история о том, что самые чистые и благие побуждения могут привести к самым разрушительным и абсурдным последствиям, если эти побуждения сопряжены с фанатизмом, категоричностью, бескомпромиссностью и жестокостью.

А бескомпромиссной жестокости на сцене в этот вечер действительно хватало. На протяжении всей постановки «проливались реки крови, выкалывались глаза, откусывались языки и с хрустом ломались руки». Зрелище не для слабонервных, но в то же время отличный прием для привлечения в театр современной публики, увлеченной произведениями массовой культуры, изобилующими подобным «экшеном». Через клоунаду же режиссер демонстрирует изнанку жизни, которую надо показывать сегодня, и в спектакле это выведено на философский уровень.

Да, это не классическое прочтение «Короля Лира». Это, скорее, балаганное, фарсовое исполнение на грани фола. В постановке демонстрируются откровенно уличные фокусы и сексуальные сцены. Даже диалоги в спектакле проработаны так, что в них можно распознать не только классического Шекспира, но и множество тонких отсылок к современности, к массовой культуре и даже ковиду, популярным мемам (кто королева? -я королева/кто молодец? — я молодец).

Спектакль поднимает множество злободневных вопросов, актуальность которых не угасает со времен написания оригинального произведения. Затрагивается вечный вопрос отцов и детей, однако эта пьеса не о том, что семья распалась, а больше о том, что происходит в сегодняшнем мире. Спектакль о нас, о власти, о том, что в душе человека и как не перейти грань человечности. А максимально кровавая концовка, в которой никто не выживает, наталкивает зрителя на мысль, что когда люди, наделенные властью, принимают неправильные решения, то несдобровать абсолютно всем.

Постановка неоднозначная, сложная, со множеством деталей, которые не всегда можно уловить и понять с первого раза. Ее хочется пересматривать, потому что каждый раз можно заметить еще одну мелочь, которая придает дополнительный смысл увиденному.

Стоит отметить отличную игру актеров труппы. Каждый буквально проживает на сцене жизнь своего персонажа и крайне в этом убедителен. Особо выделим Татьяну Рябоконь, феерично исполнившую роль шута, который не только стал любимцем публики, но и получил массу положительных отзывов от театральных критиков.

Легкое и ненавязчивое музыкальное сопровождение, жутковатая сценография, создающая мрачную атмосферу и передающая дух кровавой эпохи Средневековья, — условия для полного погружения зрителя во времена Шекспира.

Мнения зрителей и профессионалов насчет постановки разошлись. Эксперты и критики в большинстве своем отметили тяжелое психологическое впечатление от просмотра и чрезмерное употребление кровавых и сексуальных сцен, что не совсем эстетично смотрится в современном театре. Многие даже охарактеризовали постановку как откровенный треш.

Сергей ЛОСЕВ.