Чистота — наша забота, или Куда уходит мусор?

Степутенко, Н. Чистота — наша забота, или Куда уходит мусор? / Наталья Степутенко // Зямля і людзі. — 2023. — 12 ліпеня. — С. 8.

Вместе с участниками выездного заседания областного координационного экологического совета мы съездили на Могилевский мусороперерабатывающий завод и Могилевский городской полигон твердых коммунальных отходов, где своими глазами увидели, что происходит с отходами в регионе.

Итак, давайте проследим, какой путь проделывает содержимое мусорного ведра после того, как попадает в контейнер. Наверняка многие видели, как отходы из контейнеров забирают мусоровозы. Если проехать за одним из них, то выяснится, что коммунальные отходы первым делом попадают на станцию сортировки, где и решается их дальнейшая «судьба»: повторное использование или захоронение.

На этом этапе некоторые люди задаются вопросом: зачем самому сортировать мусор, если он все равно отправляется на станцию сортировки?

Стоит оказаться на территории мусороперерабатывающего завода, как этот вопрос отпадает. Твердые коммунальные отходы здесь отгружаются и сортируются отдельно от вторичных материальных ресурсов, что позволяет значительно увеличить выборку вторсырья. По оценкам экспертов, из смешанного мусора, загрязненного пищевыми отходами (того, что бросают в бак не разбирая) можно выделить только 5-10% вторсырья, в то время как содержание вторичных материальных ресурсов в отходах coставляет 40-80%. То есть большая часть того, что можно переработать, приходит в негодность без раздельного сбора.

— В Могилеве тема отделения и переработки вторичных материальных ресурсов получила развитие одной из первых в республике, — рассказывает Андрей Климов, главный инженер Могилевского мусороперерабатывающего завода. — Все началось со стопроцентного оборудования контейнерных площадок города контейнерами для раздельного сбора отходов. Затем Могилев одним из первых построил мусороперерабатывающий завод, поскольку, к сожалению, не все люди раздельно собирают отходы дома. Однако вскоре выяснилось, что его мощности недостаточно, поэтому в 2014 году завод модернизировали, построив новый цех и тем самым увеличив мощности с 20 до 70 тысяч тонн в год. Такая мощность позволяет сортировать все коммунальные отходы Могилева и Могилевского района.

Кстати, новый цех имеет дополнительную механизацию: там установлены разрыватель пакетов (поскольку люди теперь в основном выбрасывают мусор в пакетах), а также роторный сепаратор (он же грохот), равномерно распределяющий отходы на сортировочном столе тонким слоем и отделяющий от них мелкую фракцию. В конце линии работает пресс-компактор, который уплотняет мусор для того, чтобы в кузове автомобиля грузоподъемностью 20 тонн помещалось не 6, как до уплотнения, а хотя бы 10-15 тонн отходов. Это позволяет сэкономить немало денег на топливе.

— Следующим этапом, позволившим увеличить извлечение вторичных материальных ресурсов из коммунальных отходов, — продолжает Андрей Климов, — стала выдача контейнеров для раздельного сбора мусора жителям частного сектора. Каждое домовладение бесплатно получило комплект из двух контейнеров: для сбора смешанных вторичных материальных ресурсов (желтый) и твердых коммунальных отходов (черный). Таким образом государство обеспечило для граждан возможность раздельного сбора отходов. Хотя, надо признать, граждане не всегда эту возможность используют — так, например, в контейнер для пластиковых отходов может попасть стеклянная бутылка. И раздельно собранные отходы тоже приходится сортировать…

Но вернемся к нашему мусоровозу. Приехав на территорию завода, первым делом автомобиль взвешивается на контрольном пункте, а затем направляется в приемное отделение в производственном корпусе, где и разгружается. Далее мешки с мусором попадают в пакеторазрыватель. Машина разрывает их и высыпает содержимое на ленту, после чего динамический сепаратор (грохот) отделяет мелкую фракцию, которая по транспортеру идет в отдельный контейнер и в дальнейшем используется для пересыпки полигона. Затем по наклонному конвейеру мусор поднимается на сортировочную линию. Там из них вручную извлекают вторичные материальные ресурсы (пластик, металл, бумагу). Каждый рабочий отбирает определенный вид ВМР и бросает вниз, где находится со-ответствующий контейнер, после чего мусор идет дальше по конвейеру, загружается в контейнер и уезжает на полигон ТКО на захоронение.

Куда же попадают контейнеры с ВМР, заполненные людьми? Содержимое каждого из них отправляется на пресс, который для экономии места спрессовывает их в огромные кубы из бумаги и картона, алюминиевых банок, пластиковых бутылок. В дальнейшем это вторсырье будет продано переработчикам.

На самом заводе тоже кое-что перерабатывают. Из полиэтиленовой пленки и пластиковых пакетов здесь получают гранулы, служащие сырьем для производства готовой продукции. Вторичный пластик используется, например, при производстве метелок, ведер, тазов, садовой мебели.

По словам Андрея Климова, Могилевский мусороперерабатывающий завод не получает денег из бюджета — он работает в рамках тех сумм, которые зарабатывает сам. Его источники дохода — это плата физических и юридических лиц за вывоз мусора, продажа отсортированных вторичных материальных ресурсов и небольшие доплаты от государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов». С каждым годом коммунальных отходов становится только больше, так что мощности завода загружены более, чем полностью.

Сейчас мусороперерабатывающий завод, что называется, «уперся в потолок»: ручная сортировка отходов не позволяет увеличивать извлечение ВМР, поскольку невозможно вручную выбрать, к примеру, мелкие куски пленки, кусочки разбитого стекла. Поэтому следующим шагом на пути к исключению захоронения вторичных материальных ресурсов станет строительство нового мусороперерабатывающего комплекса мощностью 170 тысяч тонн в год, где будет использоваться полуавтоматическая сортировка.

Государственной программой «Комфортное жилье и благоприятная среда» в Могилеве запланировано строительство нового мусороперерабатывающего завода, на котором люди будут участвовать в процессе только на стадии контроля, — говорит Андрей Климов. — В настоящее время предпроектные работы находятся на завершающей стадии, месторасположение нового производства должно быть экономически и технологически обосновано. Рассматриваются 3 варианта: расширение существующего завода; разделение производства на существующее для Могилева и новое — для зоны из 7 районов, которое разместится около полигона в Новой Милеевке; строительство нового завода и перенос всех мощностей ближе к полигону. В ближайшее время решение о месте расположения будет принято. Ориентировочные сроки ввода нового завода в эксплуатацию конец 2025 года.

По словам заместителя председателя Могилевского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Игоря Бородько, сегодня в нашей области зарегистрировано 133 предприятия, которые имеют право на хранение, использование, захоронение и обезвреживание отходов. Для захоронения отходов используется 21 полигон, все мини-полигоны закрыты и рекультивированы.

Могилевский городской полигон в области считается образцовым: здесь строго выполняется технология, предусмотрено видеонаблюдение на вьезде, работает охрана.
Полигон действует с 1990 года, его вторая очередь — с 2007 года.
На сегодня здесь захоронено более 1,5 миллиона тонн отходов — целая «гора». Начальник полигона находится у подножья этой «горы», а наверху мастера организуют и контролируют процесс, чтобы карты правильно заполнялись и уплотнялись.
По периметру полигона проходит защитный канал глубиной около 2 метров, служащий для того, чтобы не допустить загрязнения прилегающих территорий стекающими с полигона водами.
Также на территории полигона работает оборудование по сбору и сжиганию свалочного газа, отдаче в сеть электричества, полученного из него. Это позволяет достичь сразу трех целей: профилактика пожаров, получение электричества, снижение выделения метана в атмосферный воздух.
На полигоне инженер Андрей Климов знакомит нас с технологией захоронения отходов. Заключается она в следующем: приезжает машина, взвешивается, подвергается досмотру, поднимается на карту полигона и здесь разгружается. Затем отходы распределяются по карте толщиной не более 0,5 метра; уплотняются специальной техникой — и этот цикл повторяет-ся, пока слой не достигнет высоты 2-2,5 метра. После этого следует окончательное уплотнение и пересыпка. Толщина слоя пересыпки составляет от 15 до 20 сантиметров.
— Для пересыпки мы используем некоторые производственные отходы, а также отсев — мелкую органо-минеральную фракцию, получаемую на мусороперерабатывающем заводе. Эта фракция привозится на территорию полигона и складируется в бурты, где 9 месяцев созревает (за это время перегнивают ее органические составляющие) и затем может использоваться для пересыпки.
Раньше пересыпали полигон песком, но мы уже года 3 как исключили данную практику, поскольку это нерациональное использование природных ресурсов.
В дальнейших планах — провести на теле полигона электричество и организовать видеонаблюдение на всей его территории, чтобы усилить контроль.
Приходится ведь не только следить за соблюдением технологии, но и не допускать на полигон непрошенных гостей без определенного места жительства…
А вот с крылатыми визитерами ничего не поделаешь. Интересно, что привычных ворон на Могилевском полигоне почти не видно — их выгнали чайки, летающие здесь большими стаями. И еще (внезапно!) на полигоне появились аисты. Орнитологи считают, что это нормальное явление
— живущие вблизи города птицы просто адаптируются к новым условиям, чтобы выжить. Учитывая нынешние темпы урбанизации, остается надеяться, что в будущем не придется выживать в таких условиях всем птицам…
Как уже было сказано, с каждым годом коммунальных отходов становится больше, но в наших силах сделать так, чтобы меньшее количество вторичных материальных ресурсов попадало в землю, образуя свалки. На это нацелена утвержденная Правительством Беларуси Концепция обращения с коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами, а также ряд принятых документов, предусматривающих сокращение в нашей области количества полигонов ТКО до 3-х и увеличение извлечения ВМР до 48%. Удастся ли достичь этих целей, зависит от каждого из нас.