На теплоходе музыка играет…

Царева, Е. На теплоходе музыка играет… / Екатерина Царева // Вечерний Могилев. — 2023. — 14 июня. — С. 7.

Ах, летняя пора: море, пароход, чайки, истома, характерная для отдыхающего в отпуске человека — так хочется, чтобы прямо сейчас мечты превратились в явь, но, увы, перед глазами обычная будничная жизнь с ее бытовыми хлопотами и необходимостью с понедельника по пятницу быть на рабочем месте как штык.

Однако в Могилеве есть возможность хоть и ненадолго, но все-таки ощутить себя путешественником, очутившись на прогулочном пароходе, курсирующем по реке Днепр от причала у гостиницы «Турист» до Фатинского залива с поворотом у шмидтовского моста с возвращением обратно к причалу. Да, морских просторов здесь не увидишь, но чаек, которые в последние годы стали привычным дополнением ландшафта, — сколько угодно, ну и, конечно, получишь массу новых впечатлений от видов родного города с непривычного ракурса, со стороны водной глади реки. Теплоход «Могилев» в этом году начал сезон с середины мая, но ажиотажа среди пассажиров пока не вызвал, поэтому и расписания рейсов у него нет: отправляется в путь только после того, как на борт ступят не менее 20 желающих прокатиться по волнам, хоть вместимость гораздо больше — 80 человек. Стоимость поездки для взрослого — 12 рублей, для детей и приравненных к ним пенсионеров — 8. К слову, цена не изменилась в сравнении с прошлым годом, но, если честно, выглядит не слишком демократичной для пятидесятиминутного удовольствия. Но организаторы аттракциона уверяют, что меньше нельзя, ведь нужно оправдать стоимость солярки и зарплату экипажа. К слову, в его состав входит даже буфетчица, торгующая прохладительными напитками и кондитерскими изделиями, но если подумать, то вероятность того, что за 50 минут кто-то очень сильно проголодается, очень мала. Скорее всего, тут делается ставка на коллективные заявки, по крайней мере, в прошлые годы некоторые оригиналы умудрялись зафрахтовать пароходик для того, чтобы отметить корпоратив, юбилей и даже свадьбу. Да и рейсы были гораздо чаще, особенно в выходные. Почему же сегодня все неблестяще? Или все-таки уже пора как-то развиваться, например, организовывать тематические экскурсии с гидом, поменять маршрут следования, ведь уже который год одно и то же. А когда все начиналось, лет тридцать назад, какие были прожекты — закачаешься, простите за каламбур. В конце 1990-х в могилевском порту появилась буксируемая прогулочная веранда, переоборудованная из баржи, курсирующая от памятника воинам-интернационалистам на городской набережной до Любужа и обратно. Плавсредство «Волна» выходило, если было продано как минимум 80% билетов при наличии 60-ти посадочных мест. А на пике сезона существовало даже расписание движения. Размышляли в то время, а не пустить ли регулярные рейсы до зоосада, территория которого вплотную примыкает к Днепру. Предполагалось, что откроется речной маршрут из центра города не только до Любужа, но и Полыкович и даже Быхова. Но дальше разговоров дело не двинулось, инвесторов не нашлось, причалы обустраивать не стали, программки гидам не написали. Вот и затухает дело прямо на корню и, вероятнее всего, скоро совсем придет в упадок, как это уже было однажды.
В середине 50-х годов прошлого века в Могилеве развлечений тоже было немного: прогулки в парке им. Горького с возможностью посетить танцплощадку и летний театр, а в солнечные дни народ валил на городские пляжи, тогда вода была намного чище, и купание — более приятным. И поэтому появление на Днепре речного трамвайчика вызвало у горожан настоящий восторг. Курсировал он все по тому же маршруту Могилев — Любуж, но билетик стоил не очень дорого, и его могли себе позволить даже школьники из карманных денег. Суденышко приставало к правому берегу где-то в районе городского пляжа, глушило двигатель, матрос перебрасывал на сушу узкий деревянный трап, и по нему не спеша граждане перебирались на борт. Вмещало оно 130 пассажиров, имело скорость хода 17-20 км в час. Экипаж состоял из двух человек.
Кто теперь уже вспомнит, почему тогда трамвайчик прекратил свои рейсы? Вероятней всего, горожане перестали чувствовать в нем потребность: кому интересно из года в год кататься по одному маршруту? Организовали бы, к примеру, поездку по Днепру в Шклов с обзорной экскурсией в этом городе. Безусловно, цена билета значительно бы возросла, но это было отличное приключение на весь день.