Асоциальное явление

Волков, А. Асоциальное явление / Андрей Волков ; беседовала Юлиана Шуплецова // Магілёўскія ведамасці. — 2023. — 13 снежня. — С. 7. Уровень и динамика современной преступности и коррупции, ее структура и характер требуют более тесного взаимодействия правоохранительных и других государственных органов, иных организаций в противодействии этому негативному явлению. При этом коррупция в силу ее латентности и деструктивного влияния на процессы социально-экономического развития представляет собой одну из наиболее острых проблем современного общества. Это определяет значимость данной проблемы и предполагает принятие правоохранительными и иными государственными органами своевременных и необходимых мер, направленных на противодействие любым проявлениям коррупционного характера, устранение причин и условий, им способствующих, а также их последствий. Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Координирующая функция в сфере противодействия коррупции возложена на органы прокуратуры.

Факты коррупции выявляются, а лица, уличенные в ней, какую бы высокую должность ни занимали, не остаются безнаказанными, — отметил заместитель прокурора Могилевской области Андрей Волков. — К сожалению, коррупции подвержено и наше общество. Несмотря на незначительное количество коррупционных преступлений в структуре преступности в целом, такие факты имеют место, что свидетельствует о необходимости борьбы с коррупцией на системной основе с целью искоренения таких преступлений в будущем.

В текущем году прокуратурой Могилевской области совместно с иными заинтересованными органами принят ряд организационно-практических мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений. За 10 месяцев 2023 года на территории Могилевской области поставлено на учет 93 (2022 год — 112) коррупционных преступления, совершенных 100 лицами (91). Из 100 лиц, совершивших преступления, 25 занимали должности руководителей организаций, 3 — главных бухгалтеров. При этом следует отметить, что главные бухгалтеры, как и в 2022 году, совершали хищения путем злоупотребления служебными полномочиями.

Пример

Главный бухгалтер одного из УКП области, являясь должностным лицом, в период с 4.12.2018 по 3.12.2021 неоднократно вносила в документы по формированию заработной платы недостоверные сведения о начислении ей денежных средств сверх полагающихся выплат, похитив таким образом денежные средства в сумме 26,2 тысячи рублей. Причиненный преступлением ущерб возмещен. Женщина осуждена по ч. 3 ст. 210, ч. 1 ст. 427 УК к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года со штрафом в размере 11100 руб. с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 5 лет, с отсрочкой исполнения основного наказания на 2 года.

  •  Какие сферы были наиболее подвержены коррупции в 2023 году?— Я бы не выделял какие-либо конкретные сферы, как практик считаю, что в каждой присутствуют коррупционные риски. Наиболее опасны коррупционные проявления в государственном управлении, так как они подрывают доверие людей к государственным институтам, но в нашей стране такие факты единичны. Вообще коррупционные преступления относятся к наиболее сложным, их выявление требует высокой квалификации оперативных сотрудников, следователей, прокуроров. И у нас достаточно специалистов, способных выявить и распутать самые хитроумные преступные схемы.
  • А вид коррупционных преступлений как-нибудь зависит от сферы, в которой они совершаются?
    Я бы не говорил о зависимости, для определенных сфер характерны разные виды преступлений. Так, если для сельского хозяйства более характерны хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, то в промышленности большинство преступлений связано со взяточничеством.
    Пример
    Начальник отдела капитального строительства одного из РУП области получил в качестве взятки офисное кресло стоимостью около 600 руб. за благоприятное решение в интересах заместителя директора одного из 000 вопросов, входящих в его компетенцию, связанных с приемкой строительно-монтажных работ по договору строительного подряда на объекте предприятия , которые фактически в установленный срок выполнены не были.
    Начальник отдела капстроительства осужден по ч. 1 ст. 430 (получение взятки), УК к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 2 месяца со штрафом в размере 9600 с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 5 лет.
    Применена специальная конфискация.
  • В последнее время часто говорят о сфере закупок как одной из наиболее подверженных коррупционным проявлениям. Так ли это?
    Сфера закупок товаров (работ, услуг) характеризуется высокими коррупционными рисками.
    Несмотря на законодательные механизмы, разработанные для обеспечения прозрачности приобретения товаров и услуг, эта сфера по-прежнему подвержена коррупционным проявлениям. От государственных органов и организаций при проведении закупок требуется, в первую очередь, обеспечение честной конкуренции и беспристрастной оценки поступающих предложений участников.
    Безусловно, необходим и элементарный контроль за работой подчиненных сотрудников, ответственных за проведение закупок.
  •  Какие нарушения характерны в сфере закупок?
    К числу распространенных можно отнести случаи, когда товары приобретались без проведения необходимых процедур закупок либо процедура выбиралась неверно. Имели место случаи составления задания на закупку, существенно ограничивающего права возможных поставщиков, либо закупки материально-технических ценностей, в которых предприятие не нуждалось.
  • И за это могут привлечь и уголовной ответствености?
    При наличии в действиях  должностного лица признаков состава преступления — да.
    Пример
    Председатель правления райнного потребительского общества 6.01.2022 получит одного из ОДО запасные части, якобы необходимые для ремонта транспорта предприятия, которые в последующем присвоил и использовал в личных интересах, чем причинил ущерб предприятию на сумму более 637
    Причиненный преступлением осужден по ч. 1 ст. 210 УК к наказанию в виде ограничения свободы без направления в ИУОТ сроком на 2 года со штрафом в размере 1850 руб. с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 5
  • Помимо уголовной ответственности есть же еще и административная?
    Совершенно верно. К примеру, организатор (заказчик) неверно выбрал вид процедуры государственной закупки и вместо, скажем, процедуры электронного аукциона провел процедуру закупки из одного источника. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 100 базовых величин.
    Нарушением будет являться и не предусмотренное законодательством изменение заказчиком условий договора государственной закупки или ее предмета, нарушение порядка рассмотрения, оценки, сравнения, отклонения предложений участников, повлекшее неправомерное решение о выборе участника-победителя и т.д.
    Ввиду того, что большинство нарушений законодательства о закупках товаров (работ, услуг) обладает высоким коррупционным риском, данной сфере органами прокуратуры всегда уделяется повышенное внимание.
  • Каковы, по вашему мнению, условия совершения коррупционных правонарушений?

В первую очередь, отсутствие должного ведомственного контроля за эффективным расходованием бюджетных и собственных средств организаций, ненадлежащая организация работы комиссий по закупкам товаров (работ, услуг), кадровых служб при подборе и расстановке кадров, игнорирование требований законодательства.

  • На ваш взгляд, что позволит победить коррупцию?
    Активная антикоррупционная деятельность государственных органов и организаций независимо от доли собственности, неотвратимость наказания и нетерпимость к коррупции в обществе, ее негативные пролаления.
  • Часто можно услышать вопрос: чем взятка отличается от подарка?
    430 УК РБ, получение взятки — принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.
    Получается, во-первых, получатель взятки — это всегда должностное лицо. Во-вторых, данное лицо принимает материальные ценности или выгоды именно в обмен на действие (бездействие), напрямую связанное с его служебными обязанностями.
    А вот ст.543 Гражданского кодекса РБ указывает, что дарение — это всегда безвозмездная передача вещи или имущественного права. Отсюда и вытекает главное отличие — дарение не предполагает какие-либо встречные обязательства (совершить определенные действия или воздержаться от их совершения) одаряемого в отношении дарителя или представляемых им лиц.
    Иные обстоятельства (стоимость предмета взятки, момент передачи) значения не имеют.
    На практике зачастую имеют место случаи, когда взятки должностным лицам специально передаются в виде подарков на праздники (Новый год, день рождения и пр.) уже после совершения должностным лицом необходимых действий (бездействия). Однако при квалификации данных действий правоохранительные органы всегда исходят из мотивов такого «подарка». И если его вручение обусловлено благоприятным решением одаряемым должностным лицом каких-либо вопросов, входящих в его компетенцию, то это уже не подарок, а взятка.
    Ответ же на вопрос, как не оказаться взяточником, очень прост — не брать. Не стоит забывать, что за получение взятки уголовный закон предусматривает строгую уголовную ответственность, вплоть до 15 лет лишения свободы.
  • В последнее время при обсуждении темы борьбы с коррупцией достаточно часто звучит понятие «конфликт интересов».
    Согласно ст.1 Закона РБ «О борьбе с коррупцией» конфликт интересов — ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
    Своевременное выявлени конфликта интересов в деятель ности работников организаци является важным элементом предотвращения коррупции. Алгоритм его выявления и разрешения достаточно обширен и зависит от конкретной ситуации, однако можно выделить следующие общие составляющие данной работы.
    В соответствии со ст.21 Закона государственное должностное лицо обязано в письменной форме уведомить своего руководителя о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, также предложить иные варианты разрешения или предотвращения конфликта интересов.
    Руководитель вправе не принять заявленный самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе). Однако в любом случае руководитель обязан проверить, имеет ли место конфликт интересов или возможность его возникновения.
    Информация о наличии конфликта интересов доводится до руководства государственного органа (организации), которое принимает предусмотренные ст.21 Закона меры, направленные на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, при этом речь не обязательно идет об отстранении или переводе государственного должностного лица. Основной акцент делается на ограничении влияния частных интересов, личной заинтересованности работников в реализуемых ими служебных (трудовых) функциях, принимаемых деловых решениях.